В 2024 году Московский педагогический государственный университет значительно расширил и укрепил сотрудничество с образовательными организациями стран-членов БРИКС и Глобального Юга. В партнерстве с Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО прошла серия тематических встреч «Межкультурный диалог и партнерство в образовании», делегация МПГУ приняла участие в Международном форуме кафедр ЮНЕСКО и партнеров «Трансформация знаний для будущего Африки» в Эфиопии. Многие из новых партнеров отозвались на приглашение к участию в XVI Международном семинаре «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество». На это в своем приветственном слове к участникам на открытии семинара 5 декабря 2024 года обратил внимание ректор, зав. Кафедрой ЮНЕСКО МПГУ, академик РАО, профессор Алексей Лубков, особо приветствуя всех партнеров, кто готов к сотрудничеству по тематике диалога культур в многополярном мире.
Важность этого направления гуманитарно-образовательного сотрудничества подчеркнуто приветственным выступлением на открытии семинара директора Бюро ЮНЕСКО по связям с Комиссией Африканского Союза в Аддис-Абебе, Экономической комиссии Организации Объединенных Наций для Африки и Представителя в Эфиопии Риты Биссунаут. Активное включение кафедры ЮННЕСКО МПГУ в тематику трансформации знаний для будущего Африки и ориентация на образовательно-гуманитарное сотрудничество со странами Глобального Юга значительно расширило представительство семинара и в целом партнерскую сеть университета. Мы благодарны отклику на инициативы кафедры со стороны офиса ЮНЕСКО в регионе и личную вовлеченность Риты Биссунаут, которая отметила важность сотрудничества кафедр ЮНЕСКО в целом и профильных кафедр, в частности, для привлечения внимания к развитию межкультурного диалога и образования в странах Африканского континента.
В развитие темы сетевого сотрудничества со странами Глобального Юга прозвучал пленарный доклад руководителя Кафедры ЮНЕСКО по открытому дистанционному обучению Колледжа педагогики и высшего образования, Университета Южной Африки UNISA, профессора Мокеци Летсека. На примере передового опыта кафедры ЮНЕСКО Университета Претории он рассказал об интернационализации открытого дистанционного образования. Серия мероприятий, которые были запланированы к проведению в сотрудничестве с партнерами по программе УНИТВИН из стран-членов БРИКС, продолжилась презентацией систем образования и подготовки педагогов в странах Глобального Юга в ходе экспертной сессии первого дня работы семинара. Слушатели познакомились с особенностями инклюзивного образования коренных народов в Колумбии от аспирантки кафедры международного права Российского университета дружбы народов (РУДН) из Колумбии Дженнифер Рубио Ортегон; о межэтнических союзах как средстве предотвращения, регулирования и разрешения конфликтов на примере Кот-д’Ивуар рассказал доктор по предотвращению, управлению и разрешению конфликтов Университета Феликса Уфуэ Буаньи, (Абиджан-Кокоди, Кот-д’Ивуар) Казимир Бахуэли.
Продолжение этой магистральной линии семинара, включающей в том числе многогранную и последовательную деятельность по поддержке русского языка и русскоязычного образования, популяризации истории и культуры России за рубежом, нашло отражение в работе нескольких круглых столов, прошедших во второй день работы семинара 6 декабря 2024 года. На утренней сессии состоялась презентация изданий, среди которых – специализированный Дайджест информационных и учебных материалов «БРИКС и изучение русского языка в странах Глобального Юга» из серии «Этнокультурное образование», а также коллективная монография сотрудников Кафедры ЮНЕСКО МПГУ «Образование с русскоязычным компонентом за рубежом: современное состояние и тенденции развития», в которой нашло свое отражение положение школьного русскоязычного образовательного сегмента в странах мира.
В этот же день прошло специальное мероприятие – Круглый стол с участием кафедр ЮНЕСКО стран-членов БРИКС+ и стран Глобального юга «Межкультурный диалог и партнерство в образовании» (модератор – директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества, доцент кафедры ЮНЕСКО МПГУ, к. филол. н. Марина Кривенькая). Предисловием к диалогу в рамках круглого стола стало выступление «Cодействие международному диалогу во время кризиса» Президента Американского Университета в Москве Эдварда Лозанского (г. Вашингтон, США), который рассказал о зарождении народной дипломатии и выстраивании культурно-образовательных отношений между Америкой и Россией после окончания холодной войны. Своеобразным рефреном прозвучало содержательно насыщенное выступление зав. кафедрой ЮНЕСКО по интеграции межкультурного образования в высших учебных заведениях в целях формирования глобальной гражданственности, профессора по изучению туризма и наследия, (Хелванский университет, г. Каир, Египет) Майады Белал: «Как БРИКС+ может способствовать интернационализации высшего образования в странах-членах». Профессор подробно рассказала о возможностях, которые открывает членство в объединении странам-участникам в целом и Египту, в частности.
Далее выступающие раскрывали региональные аспекты межкультурного взаимодействия. Так, ассистент кафедры Всеобщей истории РУДН Сергей Михайлов посвятил свое выступление укреплению взаимодействия в образовательной сфере между РФ и Индией в рамках построения Нового мирового порядка (НМП). А давний партнер кафедры ЮНЕСКО МПГУ, зав. кафедрой ЮНЕСКО по межкультурному образованию и повышению квалификации преподавателей (Бейт Берл колледж, г. Калансува, Израиль) Рувайда Абу Расс в докладе «Мультикультурализм в литературе как средство продвижения социальной справедливости и расширения прав и возможностей» подробно остановилась не только на том, как и какая литература способствует развитию межкультурной коммуникации, но и упомянула о непростых условиях взаимодействия арабских и еврейских студентов в израильских университетах.
Об особенностях образования в странах БРИКС говорилось и на других круглых столах в этот день. Так, на Международном студенческом круглом столе «Россия и Китай: религии и культуры», приуроченном к Году культуры Россия-Китай, была представлена концепция и опыт создания международной русской школы в Китае. О ней рассказал участник серии профильного семинара кафедры ЮНЕСКО, преподаватель QSI International School, представитель Горчаковского лицея МГИМО в Китае Сергей Гавенко (г. Чжухай). А на организованном в сотрудничестве с МПО и МАПРЯЛ Круглом столе «Семья и школа»: технологии взаимодействия для сохранения и изучения русского языка, культуры и истории» о ситуации с русскоязычным образованием рассказали участники из Египта и Афганистана: преподаватель Кабульского университета Махаммада Карима Безхана напомнил о сокращении числа изучающих русский язык в стране и отсутствии поддержки университетам как со стороны правительства, так и с российской стороны.
Руководители кафедр ЮНЕСКО, эксперты и педагоги из образовательных организаций стран БРИКС и Глобального Юга не только представляли свой разноплановый опыт, но и делились своим видением института образования в будущем, связывали его с диалогом цивилизаций, с ценностными установками многополярного мира. Так, доцент кафедры естественно-научного образования Университета Аддис-Абебы (Эфиопия) Соломон Белай Фарис акцентировал первичность духовности и этики, указал на необходимость сочетания в образовании научного знания и духовного начала, которое является сутью всех религий и лежит в основе коллективного опыта поколений. Ценностной доминантой стало выступление корпоративного коуча, экс-директора и руководителя кафедры ЮНЕСКО Мандсаурского университета (Индия) Джагдиша Кхатри. Аналитик и литератор, он говорил о необходимости гуманизации образования в мире, о важности противостояния технологизации и вестернализации, о борьбе с коррупцией в образовании и обществе. «Университеты – не фабрики по производству человеческих ресурсов, но храмы», – эта мысль профессора, ставшая лейтмотивом мероприятий семинара, во многом отражает устремления академического сообщества стран и регионов, которые являются приоритетом ЮНЕСКО и к которым обращено особое внимание внешнего вектора гуманитарной политики России.
Марина Кривенькая