3 октября 2020 г. д.п.н., зав. кафедрой логопедии Института детства Анна Алексеевна Алмазова, к.п.н., доцент кафедры логопедии МПГУ Марина Михайловна Любимова, к.п.н., доцент кафедры логопедии Анастасия Владимировна Лагутина провели обучающий семинар для конкурсантов III Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2020». Семинар «Цифровые технологии в логопедии: просветительский и информационный потенциал» был посвящен проблеме популяризации научных знаний в области логопедии среди широкой общественности: родителей детей с нарушениями речи, воспитателей, педагогов, психологов и других заинтересованных лиц.
В своем выступлении авторы подчеркнули, что в настоящее время система образования переживает сложный период реформирования и модернизации. Не является исключением и специальное образование. Согласно ФГОС родители являются полноправными участниками педагогического процесса; именно они определяют форму образования, выбирают образовательную организацию и того специалиста, которому доверяют судьбу и здоровье ребенка. Однако отсутствие специальных знаний, с одной стороны, и обилие противоречивой, часто псевдонаучной информации в области обучения, воспитания, реабилитации детей с речевой патологией, с другой стороны, приводит к принятию родителями решений, которые идут вразрез с мнением специалистов и не соответствуют образовательным потребностям ребенка. А.В. Лагутина отметила важность адекватной и грамотной позиции семьи для детей и взрослых, имеющих нарушения речи и получающих логопедическую помощь в организациях здравоохранения. Таким образом, важной частью работы как исследователей, так и логопедов-практиков является консультативная и информационно-просветительская деятельность. Использование научных, образовательных сайтов и групп в социальных сетях оказывается наиболее эффективным способом информационно-просветительской работы и повышения уровня образования родителей детей с нарушениями речи. Выступающие поделились опытом продвижения научно обоснованных, достоверных знаний в области логопедии посредством сайта кафедры логопедии.
Наш сайт создан с целью трансляции актуальной проверенной научной информации, адаптированной для восприятия людьми с различным уровнем образования. Подобная просветительская работа необходима для формирования в общественном мнении представления о логопедии как комплексной и социально значимой научной дисциплине; о логопедах как специалистах, подчиняющих идее оказания помощи человеку с нарушениями речи все научные достижения и доступные технологии.
Слушатели семинара познакомились с проектами кафедры логопедии, такими как: «Библиотека», «Игровая видеокопилка», «Просто и доступно о речевых нарушениях». Живой отклик участников конкурса вызвал просмотр видеороликов в рамках проекта «Логопеды МПГУ в помощь детям и родителям». В коротких видеообзорах студенты кафедры логопедии МПГУ демонстрируют речевые игры и упражнения, которые не требуют изготовления сложного оборудования, просты в организации и доступны для проведения в домашних условиях. Проект был подготовлен для родителей детей с нарушениями речи в сложный период изоляции, однако он оказался настолько популярен и востребован среди пользователей социальных сетей, что продолжается и в настоящее время. Познакомиться с ним можно на страницах Facebook и ВКонтакте.
Докладчики подчеркнули, что информационная работа и активное взаимодействие с заинтересованной общественностью через социальные сети дает возможность разъяснить роль логопедической науки в современном мире и ее влияние на систему образования, обратить внимание на роль языка и речи в развитии человека, его личной и социальной успешности.
Однако онлайн технологии широко используются и в образовании для организации консультативной деятельности. А.В. Лагутина поделилась со слушателями опытом онлайн консультирования русскоязычных семей за рубежом и показала организационную схему дистанционного консультирования родителей и преподавателей русского языка по вопросам речевого развития двуязычных детей. Цифровые технологии необходимо рассматривать и в качестве методического ресурса, средства обучения и коррекции, например, онлайн коммуникация в коррекции нарушений письма и чтения у школьников. Часть своего выступления А.В. Лагутина посвятила возможностям использования онлайн коммуникации со школьниками в процессе коррекции нарушений письма и чтения. В эпоху развития глобальной технологической индустрии невозможно игнорировать появление новых форм взаимодействия, включая и электронные. У педагогов появляется новый инструмент в арсенале коррекционных средств – электронные эпистолярные тексты. Анастасия Владимировна показала видовое разнообразие таких текстов и описала особенности их использования в коррекционном процессе.
В результате семинара были сделаны выводы о том, что современные цифровые образовательные ресурсы могут быть полезными и способствовать коррекции речевого нарушения при соблюдении ряда условий: к разработке таких технологий должны привлекаться специалисты, при самостоятельном использовании родителями и учениками необходимо соблюдать все рекомендации педагогов и психологов. А это означает, что необходимо знакомить и продвигать подобные технологии через сеть Интернет от имени ведущих научных учреждений и вузов.