26-27 октября 2018 года на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена состоялась V ежегодная научно-практическая конференция «Санкт-Петербургские Монтессори-чтения». В работе форума приняли участие сотрудники лаборатории дошкольного образования им. А.В. Запорожца, доценты кафедры психологической антропологии Кондратьева Н.Л., Рычагова Е.С., старший преподаватель Воробьева И.Н., студенты 3-го курса факультета начального образования Института детства МПГУ Андрощук Ксения и Савина Наталья.
Главная тема мероприятия, организованного в год исторического юбилея – 100-летия открытия Педагогического института дошкольного образования и кафедры педагогики Монтессори – развивающий потенциал образования по методу Марии Монтессори для детей, родителей и педагогов. Лейтмотивом встречи выступает идея повышения качества педагогической и управленческой работы через диалоги специалистов и родителей и рефлексию собственной деятельности на разных уровнях.
Первый день конференции стал заключительным моментом работы сетевых лабораторий «Качество практик индивидуализации в дошкольном образовании». Сильнейшие площадки педагогического сообщества разработали практические инструменты, которые были подкреплены теоретическими исследованиями. Участники лабораторий представили свои материалы педагогам и организациям, занимающимся в залоге развития детской субъективности и самостоятельности.
Ключевой момент второго дня – выставка авторских Монтессори-материалов «АвтоДидактика – 2018». В нескольких тематических пространствах проводилась презентация с последующим обсуждением представленных экспонатов.
Сотрудники кафедры психологической антропологии обратили внимание отечественных и зарубежных коллег на то, что Московский педагогический государственный университет в юбилейный год создал условия для всестороннего развития и углубленного изучения системы Марии Монтессори, предоставляя уникальную возможность, получить магистерский диплом по программе «Монтессори-педагогика в образовании».
В рамках мероприятия сотрудники Института детства совершили экскурсию по местам истоков Монтессори-педагогики в России, побывав на улице Шпалерной, дом 7, где в 1913 году Ю.И. Фаусек был открыт первый в России Монтессори-детский сад. Посетили историческую территорию Педагогического института дошкольного образования (ПИДО), где в 1928 году появилась кафедра педагогики М. Монтессори. Познакомились с музейной экспозицией РГПУ им. А.И. Герцена. Погрузились в необыкновенную атмосферу Российской национальной библиотеки, бережно сохраняющей архивные рукописи, и Школы им. К.И. Мая, главный девиз которой: «Сперва любить – потом учить».
Андрощук Ксения и Савина Наталья: «Нам выпала возможность посетить очень интересное событие – это V ежегодная научно-практическая конференция “Санкт-Петербургские Монтессори-чтения”. Мероприятие помогло нам получить новые знания в сфере образования, познакомиться с историей Монтессори-педагогики в России и завести новые знакомства в близком нам по духу Институте детства РГПУ им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге. В первый день мы прослушали несколько докладов и побывали на мастер-классе по развитию речи, который был организован в форме беседы, где каждый участник мог высказаться. Благодаря этому мы узнали от Монтессори-педагогов методы и приемы их работы с детьми, направленные на речевое развитие ребенка-дошкольника. Мы увидели, что у каждого педагога есть какая-то своя собственная методика, непротиворечащая системе Монтессори, которой он придерживается. Нам выпала возможность послушать впечатления не только отечественных педагогов, но и зарубежных, например, Йоахима и Татьяны Даттке, которые занимаются развитием детей с ограниченными возможностями. Благодаря второму дню мы смогли познакомиться с различными автодидактическими материалами, которые представляли сами авторы. Некоторые материалы мы опробовали на себе, например, сделали сами свою свечку по пошаговой инструкции, которой пользуются в Монтессори-школе; пробовали собирать компьютер. Мы увидели материалы, которые помогают ребенку знакомиться с историей, обучаться музыке, заниматься английским языком, развивать моторику рук и другие. Материалов было очень много, каждый из них был уникальным и интересным. Затем нам предложили разделиться на группы, исходя из наших интересов, и в этих группах обсудить вместе с авторами их разработки, оценить их и, возможно, высказать предложения, как можно этот материал улучшить. Нам очень понравилось конференция. Надеемся, принять в ней участие ещё не раз. Было бы здорово сравнить программу этого года со следующей, ведь каждый раз здесь придумывают что-то новое. Спасибо за предоставленную возможность побывать на Монтессори-чтениях, за мотивацию развиваться и изучать всё новые и новые грани педагогики».