Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Сотрудники МПГУ приняли участие в экспертном семинаре «Дополнительное образование детей: основные проблемы и тренды развития»

Новости МПГУ

18 февраля 2022 года состоялся экспертный семинар «Дополнительное образование детей: основные проблемы и тренды развития», который провел Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование».

В работе семинара приняло участие около 250 представителей профильных структур большинства регионов России, представляющих как сам сектор дополнительного образования детей, так и органы управления образованием, научные центры и иные профильные организации секторов образования, культуры, спорта, молодежной и информационной политики.

От МПГУ приняли участие заместитель директора по дополнительному образованию Института детства МПГУ Галямова Эльмира Махмудовна, начальник отдела учебно-методического сопровождения реализации программ Управления непрерывного дополнительного образования МПГУ Ляшенко Людмила Анатольевна, директор Центра развития открытого образования Самойлова Надежда Борисовна.

На семинаре обсуждались вопросы по развитию конкурентной среды в области ДОД и организационно-экономические условия развития системы дополнительного образования.

Выступление «Развитие конкурентной среды в дополнительном образовании детей: практика российских регионов» заведующего научно-исследовательским сектором «Открытое образование» Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Александра Попова и научного сотрудника Центра ФИРО Павел Глухов вызвало наибольший отклик у участников семинара.

Эльмира Махмудовна Галямова поддержала доклад Глухова П.П. и высказала собственное мнение о том, что в государственных учреждениях дополнительного образования присутствуют дефициты в области менеджмента и продюсерства общеобразовательных программ. Галямова Э.М. отметила: «Мы не проводим рекламную кампанию, в том числе не даем таргетированную рекламу, мы крайне мало используем возможности социальных сетей, мы не опрашиваем целевую аудиторию с целью создания, проверки и оптимизации идей развития продукта с помощью интервью и структурированных экспериментов, мы предлагаем уже готовый продукт и не всегда попадаем с ним в цель». Ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, генеральный директор Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова Дмитрий Смирнов отметил, что чаще дети и родители «голосую ногами», выбирая секцию или кружок, они идут на конкретного педагога, которого знают сами или выбрали по рекомендации ближнего окружения. Также профессор Смирнов отметил нарастающую коммерционализацию сегмента ДОД, что в условиях усиливающейся инфляции может быть неподъемным не только для населения сёл и малых городов, но и мегаполисов.

Ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского, НИУ ВШЭ Павлов Андрей Викторович в своем докладе «Удовлетворенность семей при освоении дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в условиях персонификации» привел статические данные по данной проблематике. Рядом экспертов было отмечено, что муниципальный опыт внедрения дистанционного обучения по различным направлениям общего образования и ДОД показал, что родители всё чаще отказываются от такого формата в пользу “живого” обучения. По мнению экспертов данная тематика требует отдельного изучения, обсуждения и выработки согласованной политики с учётом региональных возможностей, возможностей и интересов семьи, родительского сообщества, школы и органов власти.

Также в ходе семинара эксперты отметили тот факт, что персонификация финансирования в системе ДОД сыграла с ней злую шутку. Раньше семья могла отправить своего ребенка в несколько секция и кружков. Сегодня она может отнести свой сертификат только в одно место оказания тех самых услуг ДОД. От этого страдают и родители с детьми, и сама система дополнительного образования детей, недополучая потенциальное финансирование и вынуждено сокращая направления работы и персонал, который также «голосует ногами», уходя в более оплачиваемые сегменты системы образования и в небюджетный сектор ДОД.

Участники семинар отметили, что пандемия COVID-19 достаточно ярко высветила проблемы сектора ДОД, в том числе перенаправив его потребителей в школу. Родителям и детям проще заниматься в школьных театрах, музеях, кружках робототехники, краеведения и туризма, школьных СМИ и др., так как там и материально-техническая база улучшается, и проконтролировать ребенка проще. Вопросы логистики, ИКТ-обеспечения и доступа к интернету также негативно влияют на сегмент ДОД, особенно в секторе музыкального, спортивного, патриотического и иного образования детей.

В заключении семинара доцент кафедры китайской филологии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Машкина провела сравнительный анализ системы ДОД в КНР и России, отметив, что в Китае сектор ДОД в основном платный, но при этом родители и сама молодежь вкладывают достаточно большие средства в своё дополнительное образование.

Вопросы, поднятые во время семинара, дают возможность задуматься не только над созданием конкурентно способных программ, но и над развитием управленческого, методического и педагогического персонала в системе ДОД.

 

25 / 02 / 2022

Показать обсуждение