11 сентября 2025 года сотрудники кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» МПГУ стали участниками первой лекции из серии международных онлайн-семинаров, организованных Сектором образования ЮНЕСКО и Международной ассоциацией университетов (IAU) для кафедр в рамках сетевого взаимодействия УНИТВИН. Тема цикла — «Искусственный интеллект и высшее образование: взгляд в будущее».
Открыло серию выступление профессора философии Калифорнийского университета Дункана Х. Притчарда, в котором он глубоко проанализировал, как ИИ трансформирует процессы мышления, обучения и преподавания, уделив особое внимание его влиянию на критическое мышление и образовательные практики.
В начале своего доклада профессор Притчард в общих чертах описал современную ситуацию в области ИИ-технологий, назвал возможности и проблемы их использования, выделил как преимущества, так и негативные аспекты внедрения технологий. Профессор Д. Притчард призывал к здоровому скептицизму по отношении к ИИ – осознанию того, что некоторые аспекты человеческого мышления ИИ не воспроизводит, а лишь создает видимость этого, что наиболее очевидно проявляется, например, в «додумывании» информации. В сфере высшего образования ключевыми рисками бесконтрольного использования ИИ являются снижение у студентов мотивации к чтению и анализу, а также повсеместное использование ИИ для поверхностного реферирования материалов вместо самостоятельной работы. Эксперт подчеркнул: хотя использование искусственного интеллекта в образовании необходимо, его нужно внедрять так, чтобы это не подрывало качество обучения.
Главная задача педагогов и истинная цель образования – развить у учащихся любознательность, сформировать их когнитивные компетенции, научить студентов усваивать и анализировать факты, а не просто пользоваться технологиями. Для этого необходимо учить студентов самому процессу работы с информацией через такие виды деятельности, как осознанное чтение, письмо, рассуждение и дебаты, которые должны выполняться учащими самостоятельно, а не делегироваться ИИ. В этой связи насущная проблема образования заключается в том, чтобы найти такие способы использования ИИ в образовании, которые способствовали бы повышению интеллектуальных качеств студентов, а не выполняли бы базовые когнитивные задачи вместо студентов. В заключение выступления профессор Д. Притчард призвал педагогов не упрощать образование до процесса ознакомления учащихся с информацией, а ставить своей целью развитие у них навыков мышления и, шире, формирование целостного «интеллектуального характера».
С критическим взглядом на проблему выступили участники дискуссии, в том числе д-р Аслам Фатаар, заслуженный профессор Стелленбосского университета (ЮАР). Он поддержал идею о том, что некоторые фундаментальные аспекты образования должны оставаться вне сферы влияния современных технологий. Это, по его мнению, единственный способ гарантировать, что технологии не навредят качеству образования.
Далее все слушатели – представители самых разных кафедр и университетов со всего мира – были приглашены делиться своим опытом использования ИИ для повышения качества образования. Именно в формате обмена практическим опытом пройдут следующие встречи осенью 2025 года. Кафедра ЮНЕСКО МПГУ является постоянным слушателем семинаров, активное участие в которых поддерживается Координационным комитетом кафедр ЮНЕСКО РФ.
Данный цикл лекций является частью масштабной инициативы ЮНЕСКО и IAU по поддержке университетов и государств-членов в процессе цифровой трансформации. Его цель — обеспечить переход к цифровому высшему образованию, который будет укреплять, а не ослаблять академическую свободу, этические принципы и инклюзивное развитие.
Виктория Решетникова, Марина Кривенькая,
Александра Фокина, Владимир Захаров








