Центр социологических исследований ИСГО совместно с Учебно-методическим управлением и Студенческим советом МПГУ провели в январе-феврале 2020 г. плановый онлайн-опрос «Мониторинг удовлетворенности обучающихся качеством образовательного процесса». Всего было опрошено 4 629 обучающихся МПГУ различных уровней, форм и направлений подготовки. В опросе приняли учащиеся 18 институтов/факультетов, 5 филиалов и колледж МПГУ. Самое активное участие в подготовке, проведении опроса, обработке данных приняли студенты третьего курса направления «Социология». Данный опрос является очередной волной мониторинга удовлетворенности обучающихся качеством образовательного процесса. По результатам опроса был подготовлен развернутый отчет для руководства вуза.
Среди многочисленных вопросов, которые были заданы опрошенным, несомненный интерес представляют предложения обучающихся по совершенствованию организации учебного процесса. Стоит заметить, что респонденты наиболее активно отвечали на данный открытый вопрос. Большинство респондентов отмечало, что их устраивают многие аспекты образовательного процесса в нашем вузе. Тем не менее, каждый пятый опрошенный дал определенные предложения по совершенствованию условий организации образовательного процесса. Ответы можно сгруппировать в следующие тематические блоки (рис. 1).
Рис. 1. Предложения по совершенствованию образовательного процесса, %%
Как показал кластерный анализ, большинство студентов вносят предложения по совершенствованию содержания программы обучения (19,1%). Чаще всего респонденты отмечали важность включения практических аспектов работы, практико-ориентированных знаний. При этом некоторые респонденты подчеркивали важность не только «технологизации» получаемых знаний, но и усиления теоретической и межпредметной подготовки обучающихся. В связи с этим отмечается важность целевой подготовки. Востребованным в студенческой аудитории является приглашение ведущих отечественных и зарубежных специалистов.
На втором месте оказываются предложения, связанные с материально-техническим обеспечением образовательного процесса (15,2%). Многие респонденты говорят о необходимости проведения современного материально-технического оборудования кабинетов и аудиторий. Особо подчеркивается, что не во всех аудиториях и кабинетах имеется необходимое оборудование для презентации учебно-методического материала. Ряд представителей студенческой аудитории считают, что требуется лучшая техническая оснащенность кабинетов, а именно, наличие электронных досок.
На третьем месте в рейтинге находятся вопросы, связанные с организацией практики (14,9%). Если резюмировать данное направление, то его можно определить словами респондентов: «больше практики». Опрос показывает, что необходимо расширять базы практик, в том числе и за рубежом. Особое направление видится в общедоступности программ зарубежных стажировок.
Информационная среда набирает чуть меньше голосов (13,5%). Тем не менее наибольшее количество предложений было связано с оптимизацией системы Moodle, в отношении более удобного и доступного интерфейса. Одна из основных задач, которую должна решать информационная среда – своевременное оповещение обо всех мероприятиях и изменениях в расписании, учебном плане.
Наименьшее количество упоминаний связано с совершенствованием института кураторства. Лишь незначительная доля респондентов указала на необходимость тщательного подбора кураторов.
Стоит заметить, что по сравнению с опросом предыдущего года, появляется относительно новое направление, связанное с необходимостью более интенсивного взаимодействия между структурными подразделениями различного уровня, а также курсами. Очевидно, что данную практику необходимо формировать и развивать в рамках совершенствования организации образовательного процесса.