Деканское совещание, состоявшееся 8 октября, было посвящено обсуждению различных аспектов реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования.
Екатерина Александровна Балабаева, проректор по учебно-методической работе, начальник Учебно-методического управления, познакомила участников совещания с планом реализации пилотного проекта в МПГУ на 2024 и 2025 годы.
В начале своего выступления Екатерина Александровна напомнила, что наш университет на основании Указа Президента РФ является участником проекта с 2023 года. В минувшем учебном году пилотные программы в режиме апробации реализовывались семью учебными подразделениями, а в 2024 в проект вовлечены практически все институты и факультеты МПГУ. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка комплексного плана мероприятий как одного из инструментов достижения целей проекта.
План реализации пилотного проекта носит многоаспектный характер и предусматривает продолжение систематической работы по обновлению содержания образования с учетом аксиологических подходов, приоритетных задач воспитания и развития личности, современных достижений науки, усиление мер по академическому сопровождению студентов и сохранности контингента, укрепление взаимодействия с работодателями, мероприятия просветительского характера. План включает также работу по проектированию пилотных программ на 2025 год приема на основе самостоятельно разработанных Университетом образовательных стандартов, научно-методическое сопровождение проекта.
Екатерина Александровна отметила, что многое уже сделано на предыдущем этапе – завершается работа над коллективными монографиями «Фундаментальность педагогического образования», «Пилотный проект в МПГУ: новые тенденции в подготовке педагогов». Поиск новых форм взаимодействия с профильными организациями по осуществлению практической подготовки студентов нашел воплощение в открытии базовых школ МПГУ, которых на сегодняшний день насчитывается более 35. Опыт пилотного проекта транслируется МПГУ в СМИ, на научно-практических конференциях, форумах, обсуждается в педагогическом сообществе.
Также проректором была отмечена важность регулярного мониторинга, направленного на выявление мнения участников пилотного проекта. Екатерина Александровна остановилась на результатах последнего опроса, посвященного вопросам ранней профессионализации, в котором приняли участие около 400 преподавателей и более 1500 студентов. Большая часть респондентов (80% преподавателей и 84% студентов) поддержала возможность раннего выхода студентов в сферу труда. В качестве наиболее эффективных механизмов, способствующих ранней профессионализации, названы участие работодателей в реализации образовательной программы, проведение практики на базе профильных организаций, проведение практических занятий в оснащенных специальным оборудованием помещениях.
В завершение первого вопроса участникам деканского совещания был продемонстрирован видеоролик «Пилотный проект глазами студентов», подготовленный Дирекцией креативных программ.
По второму вопросу повестки «Пилотный проект: от обновления содержания образования к поиску новых форм и технологий» выступили руководители учебных подразделений – участников пилотного проекта.
Татьяна Николаевна Сахарова, директор Института педагогики и психологии, в своем выступлении акцентировала внимание присутствующих на особенностях пилотных программ по психолого-педагогическому образованию, остановившись на методологических подходах, а также на взаимосвязи применяемых технологий обучения и их функций. В частности, применение личностно-ориентированных, рефлексивно-деятельностных технологий, технологий социальной профилактики способствуют развитию активности студента, критического мышления, сотрудничества в коллективной работе. Практико-ориентированная подготовка обеспечивается балансом теоретического и практического компонентов в сочетании с исследовательской деятельностью.
Директор Института истории и политики Алексей Брониславович Ананченко обратил внимание участников совещания на необходимость осуществления подготовки будущих педагогов с акцентом на историческое просвещение, подчеркнув отличия исторического образования и исторического просвещения и остановившись на формах и технологиях исторического просвещения.
Светлана Камильевна Пятунина, директор Института биологии и химии, отметила, что программы пилотного проекта, разработанные институтом, направлены на формирование у студентов с первого курса обучения связи теоретических знаний с применением их в практической деятельности. В рамках пилотных программ планируется расширение проектной деятельности в междисциплинарном аспекте, выполнение проектов по заказу образовательных организаций, развитие академического наставничества как одной из форм профессионального роста студентов.
Форматы практической подготовки, характерные для программ пилотного проекта, осветил в своем выступлении Сергей Дмитриевич Караказов, директор Института математики и информатики, поделившись возможностями реализации воспитательного компонента средствами математики. Сергей Дмитриевич также обозначил актуальность подготовки будущего учителя к выполнению стратегических задач в области цифровой трансформации образования – умение работать с цифровыми платформами и реестрами, облачными технологиями с использованием искусственного интеллекта.
Виктор Павлович Дронов, и.о. первого проректора, подводя итоги обсуждения, отметил, что университет успешно справляется с поставленными задачами по формированию суверенной системы образования – сформирована ценностная картина, выработана методология, ведется планомерная работа по внедрению новых форм и технологий в обновленное содержание образовательных программ пилотного проекта. Вместе с тем работа по реализации пилотных программ ставит новые вопросы, что побуждает к поиску новых решений.
В заключительной части совещания Дарья Александровна Кудрявцева, проректор по дополнительному образованию, познакомила руководителей учебных подразделений с новым проектом Правительства Москвы – «Один день в университете», пришедшим на смену проекту «Университетские субботы».
Диана Васильевна Пеньковская, начальник Планово-финансового управления, напомнила о правилах оформления договоров гражданско-правового характера.