Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Вопросы реализации пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования обсудили участники деканского совещания

Новости МПГУ

Деканское совещание, состоявшееся 8 октября, было посвящено обсуждению различных аспектов реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования.

Екатерина Александровна Балабаева, проректор по учебно-методической работе, начальник Учебно-методического управления, познакомила участников совещания с планом реализации пилотного проекта в МПГУ на 2024 и 2025 годы.

В начале своего выступления Екатерина Александровна напомнила, что  наш университет на основании Указа Президента РФ является участником проекта с 2023 года. В минувшем учебном году пилотные программы в режиме апробации реализовывались семью учебными подразделениями, а в 2024 в проект вовлечены практически все институты и факультеты МПГУ. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка комплексного плана мероприятий как одного из инструментов достижения целей проекта.

План реализации пилотного проекта носит многоаспектный характер и предусматривает продолжение систематической работы по обновлению содержания образования с учетом аксиологических подходов, приоритетных задач воспитания и развития личности, современных достижений науки, усиление мер по академическому сопровождению студентов и сохранности контингента, укрепление взаимодействия с работодателями, мероприятия просветительского характера. План включает также работу по проектированию пилотных программ на 2025 год приема на основе самостоятельно разработанных Университетом образовательных стандартов, научно-методическое сопровождение проекта.

Екатерина Александровна отметила, что многое уже сделано на предыдущем этапе – завершается работа над коллективными монографиями «Фундаментальность педагогического образования», «Пилотный проект в МПГУ: новые тенденции в подготовке педагогов». Поиск новых форм взаимодействия с профильными организациями по осуществлению практической подготовки студентов нашел воплощение в открытии базовых школ МПГУ, которых на сегодняшний день насчитывается более 35. Опыт пилотного проекта транслируется МПГУ в СМИ, на научно-практических конференциях, форумах, обсуждается в педагогическом сообществе.

Также проректором была отмечена важность регулярного мониторинга, направленного на выявление мнения участников пилотного проекта. Екатерина Александровна остановилась на результатах последнего опроса, посвященного вопросам ранней профессионализации, в котором приняли участие около 400 преподавателей и более 1500 студентов. Большая часть респондентов (80% преподавателей и 84% студентов) поддержала возможность раннего выхода студентов в сферу труда. В качестве наиболее эффективных механизмов, способствующих ранней профессионализации, названы участие работодателей в реализации образовательной программы, проведение практики на базе профильных организаций, проведение практических занятий в оснащенных специальным оборудованием помещениях.

В завершение первого вопроса участникам деканского совещания был продемонстрирован видеоролик «Пилотный проект глазами студентов», подготовленный Дирекцией креативных программ.

По второму вопросу повестки «Пилотный проект: от обновления содержания образования к поиску новых форм и технологий» выступили руководители учебных подразделений – участников пилотного проекта.

Татьяна Николаевна Сахарова, директор Института педагогики и психологии, в своем выступлении акцентировала внимание присутствующих на особенностях пилотных программ по психолого-педагогическому образованию, остановившись на методологических подходах, а также на взаимосвязи применяемых технологий обучения и их функций.  В частности, применение личностно-ориентированных, рефлексивно-деятельностных технологий, технологий социальной профилактики  способствуют развитию активности студента, критического мышления, сотрудничества в коллективной работе. Практико-ориентированная подготовка обеспечивается балансом теоретического и практического компонентов в сочетании с исследовательской деятельностью.

Директор Института истории и политики Алексей Брониславович Ананченко обратил внимание участников совещания на необходимость осуществления подготовки будущих педагогов с акцентом на историческое просвещение, подчеркнув отличия исторического образования и исторического просвещения и остановившись на формах и технологиях исторического просвещения.

Светлана Камильевна Пятунина, директор Института биологии и химии, отметила, что программы пилотного проекта, разработанные институтом, направлены на формирование у студентов с первого курса обучения связи теоретических знаний с применением их в практической деятельности. В рамках пилотных программ планируется расширение проектной деятельности в междисциплинарном аспекте, выполнение проектов по заказу образовательных организаций, развитие академического наставничества как одной из форм профессионального роста студентов.

Форматы практической подготовки, характерные для программ пилотного проекта, осветил в своем выступлении Сергей Дмитриевич Караказов, директор Института математики и информатики, поделившись возможностями реализации воспитательного компонента средствами математики. Сергей Дмитриевич также обозначил актуальность подготовки будущего учителя к выполнению стратегических задач в области цифровой трансформации образования – умение работать с цифровыми платформами и реестрами, облачными технологиями с использованием искусственного интеллекта.

Виктор Павлович Дронов, и.о. первого проректора, подводя итоги обсуждения, отметил, что университет успешно справляется с поставленными задачами по формированию суверенной системы образования – сформирована ценностная картина, выработана методология, ведется планомерная работа по внедрению новых форм и технологий в обновленное содержание образовательных программ пилотного проекта. Вместе с тем работа по реализации пилотных программ ставит новые вопросы, что побуждает к поиску новых решений.

В заключительной части совещания Дарья Александровна Кудрявцева, проректор по дополнительному образованию, познакомила руководителей учебных подразделений с новым проектом Правительства Москвы – «Один день в университете», пришедшим на смену проекту «Университетские субботы».

Диана Васильевна Пеньковская, начальник Планово-финансового управления, напомнила о правилах оформления договоров гражданско-правового характера.

 

 

09 / 10 / 2024

Показать обсуждение