Мы продолжаем апробировать новый формат проведения рабочих совещаний по организации учебного процесса. Очередная встреча состоялась 26 ноября на базе Института филологии. Гости были доброжелательно встречены студентами и администрацией Института.
Интерактивная часть, организованная в игровой форме, познакомила присутствующих с особенностями языкового развития иностранных студентов, владеющих русским языком на разных уровнях и изучающих его в рамках получения образования в МПГУ. Каждому заместителю руководителя представилась возможность почувствовать себя в роли человека, не владеющего иностранным языком, и человека, пытающегося объяснить иностранцу значения русских слов.
Совещание было торжественно открыто исполнением Гимна МПГУ студентами-иностранцами. Проректор по учебно-методической работе Екатерина Александровна Балабаева отметила, что выбор площадки неслучаен. Он обоснован лингвистическим многообразием обучающихся Института, осваивающих русский язык и русскую культуру. Именно здесь мы можем всесторонне обсудить разные аспекты организации обучения иностранных студентов.
Одной из таких особенностей является применение ценностных и организационно-методических подходов при обучении студентов-иностранцев, о чем рассказала директор Института филологии Елена Геннадьевна Чернышева. «Наш Университет представлен языковой палитрой более чем 3 тыс. студентов из 51 страны мира, поэтому обучение русскому языку как иностранному является для учебного подразделения одним из приоритетных направлений работы», – отметила Елена Геннадьевна. Система подготовки иностранцев в Институте филологии организована ступенчато (по уровням образования). Функционирует Центр довузовской подготовки иностранных граждан по русскому языку, а в рамках межструктурного взаимодействия широко представлены программы дополнительного образования, реализуемые в т.ч. на бюджетной основе. Коллектив Института активно привлекает иностранных обучающихся к участию как в научной деятельности, так и во внеучебной работе (экскурсии, конкурсы, чаепития, разговорный клуб). По мнению директора Института филологии, Концепция внешней политики России (многополярного мира) находит своё отражение при анализе результатов приемной кампании 2024 г., свидетельствующей о значительном повышении интереса иностранных граждан к программе бакалавриата «Русская филология», программе магистратуры «Русский язык в контексте русской культуры». В завершение своего выступления Елена Геннадьевна обозначила ряд трудностей, требующих обсуждения и принятия управленческих решений: «Обучение иностранцев заключается не только в организации образовательного процесса, но требует административной и психологической поддержки, что, несомненно, возможно лишь в рамках эффективного взаимодействия различных структур Университета».
Тема совещания вызвала живой интерес у всех присутствующих, включая представителей административных подразделений. Мы выражаем особую благодарность за участие в работе совещания руководству Управления международных связей Вячеславу Валерьевичу Круглову и Ольге Александровне Морозовой, директору Российско-китайского координационно-методического центра Елене Вячеславовне Макеевой, заведующему кафедрой цифрового образования Юрию Сергеевичу Брауну, руководителю Центра довузовской подготовки иностранных граждан по русскому языку Ольге Юрьевне Ряузовой, заведующему кафедрой русского языка как иностранного в профессиональном обучении Сергею Андреевичу Вишнякову и другим коллегам. Были затронуты вопросы критериев отбора иностранных граждан для обучения в МПГУ, их своевременное документационное сопровождение, коммунально-бытовой аспект студенческой жизни иностранцев и многие другие.
В традиционной части совещания Екатериной Александровной Балабаевой были подведены результаты рейтинга учебных подразделений по итогам ноября. Проректор отметила, что на особом контроле находится поручение, связанное с предоставлением информации о руководителях образовательных программ приема 2025 года.
Об особенностях организационного и учебно-методического сопровождения промежуточной аттестации обучающихся напомнила начальник отдела планирования и организации образовательного процесса Екатерина Александровна Мазур. Важно уделить особое внимание статистическим (качественным и количественным показателям) данным о качестве освоения студентами образовательных программ.
Начальник отдела качества образования Елена Александровна Бирюкова познакомила присутствующих с рядом мероприятий по качеству образования на ближайшее время. Так, в январе 2025 года студенты МПГУ, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, смогут стать участниками конкурса на получение стипендии Правительства РФ. Учебным структурным подразделениям представилась возможность поделиться новаторскими образовательно-воспитательными практиками, а также продолжить работу в просветительском проекте «Открытая школа: презентация лучших практик». Мероприятия внутренней оценки качества образования связаны с подготовкой обучающихся к сессии и систематическим мониторингом мнения студентов по вопросам удовлетворенности условиями организации образовательного процесса.
Материалы совещания направлены руководителям учебных подразделений, их заместителям и начальникам учебных отделов.
Учебно-методическое управление