20 февраля в Главном корпусе состоялось деканское совещание, в рамках которого была продолжена тема воспитания и участия студентов в социально-значимой деятельности, аспекты которой были затронуты ранее на заседании ректората.
Первым в рамках повестки выступила декан географического факультета Елена Васильевна Филатова. Она подчеркнула важную, наряду с историей, русским языком и литературой, роль географии в формировании патриотических ценностей, культурной и национальной идентичности, самосознания. Особое значение изучение модуля приобретает в контексте экологического, духовно-нравственного, эстетического воспитания. Основными инструментами для достижения воспитательных результатов выступают разнообразные виды практик, а также применение современных технологий и форм обучения (экскурсии и др.). В завершение своего выступления Елена Васильевна анонсировала межинститутский проект «Образы России».
Дмитрий Александрович Ростиславлев, директор Института социально-гуманитарного образования, продемонстрировал результаты реализации дисциплины «Основы российской государственности» в первом семестре текущего учебного года. Было обращено внимание на ряд выявленных трудностей: распространенность в студенческой среде стереотипных индивиуалистических и потребительских представлений, наличие политических ожиданий без гражданского участия, спорные суждения студентов о состоянии институтов гражданского общества в России, недостаточная методическая координация между преподавателями кафедр.
В качестве путей решения было предложено актуализировать содержание, формы и методы преподавания; повысить уровень методической координации между преподавателями; учитывать интересы студентов и пр.
Формирование российской гражданской идентичности и патриотизма, ориентация на традиционные духовно-нравственные ценности, воспитание трудолюбия, самоорганизации, академической дисциплины, способность работать в команде, развитие творческого мышления и эмпатии – достижению всех этих результатов способствует воспитательный потенциал образовательных программ Института изящных искусств, опытом которого поделился его директор, Андрей Александрович Коновалов. Была подчеркнута необходимость укрепления взаимодействия институтов между собой, расширение воспитательной направленности тем ВКР, активного участия студентов всех подразделений в творческих мероприятиях и др.
Опытом проведения воспитательных мероприятий в Ставропольском филиале МПГУ поделился его директор Наталья Николаевна Сотникова. В филиале реализуется целый комплекс воспитательных мероприятий для студентов среднего профессионального и высшего образования. В их числе: разговоры о важном, круглые столы, конференции, конкурсы, вожатская практика, кинопедагогика, профориентационные мероприятия. Особо Наталья Николаевна отметила взаимодействие филиала с Ассоциацией казачьих вузов, в рамках которого активно реализуется военно-патриотическое, гражданско-патриотическое и духовно-нравственное направления.
По итогам выступлений проректор по развитию Василий Вячеславович Страхов отметил, что воспитательная деятельность сегодня вышла на новый уровень. И опыт, представленный институтами и факультетами, нуждается в дальнейшем глубоком осмыслении и изучении.
Первый проректор Виктор Павлович Дронов подчеркнул фундаментальную воспитательную деятельность вуза и филиалов. Он отметил, что воспитательный компонент находится не только контексте образовательных программ, но и за их рамками. Этот процесс должен транслироваться на формальном и неформальном уровнях. В этой связи может быть полезно создание системы мероприятий, посвященных культуре нашей страны, которые будут способствовать более глубокому пониманию ее основ. Также Виктор Павлович обратил внимание на необходимость создания дискуссионных площадок в рамках противодействия негативной информации.
О применении современных методов и форм работы с молодежью в рамках реализации проекта «Система воспитания педагога» упомянула проректор по дополнительному образованию Дарья Александровна Кудрявцева.
Директор института педагогики и психологии Татьяна Николаевна Сахарова предложила присутствующим подумать о способах распространения воспитательных механизмов на предметные области, в рамках которых воспитательный потенциал наименее очевиден (математика, физика, химия и др.).
Итоги совещания подвела Екатерина Александровна Балабаева, проректор по учебно-методической работе. Она отметила, что воспитание, обучение и развитие тесно взаимосвязаны и имеют междисциплинарный характер, что было ярко продемонстрировано учебными подразделениями. В МПГУ воспитание всегда было и остается неотъемлемой и важной составляющей всех образовательных программ. И это является нашей особенностью, традицией, которую мы продолжаем с учетом современных реалий. Программа воспитания и календарный план воспитательной работы как неотъемлемые части образовательных программ должны учитывать и отражать наиболее актуальные направления и мероприятия.
Материалы совещания направлены членам деканского совещания и заведующим кафедрами.
Учебно-методическое управление