Работа по раскрытию данных в сфере образования в России пока находится на начальном этапе и нуждается в значительном совершенствовании. В частности, до сих пор не публикуются в формате открытых данных результаты ЕГЭ в привязке к школам и конкретным предметам. Не публикуется общественно значимая статистическая информация, которая содержится в многочисленных отчётах школ, а бюрократическое давление на учебные заведения остаётся значительным. Раскрытия этих данных намерен добиваться министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Эти и другие вопросы обсуждались под его председательством 21 июля на заседании Совета по открытым данным Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства.
«Минобрнауки и Рособрнадзор — это два ведомства, формирующие, агрегирующие и обрабатывающие информацию, которая является максимально востребованной как простыми пользователями, так и информационным сообществом, которое ожидает данные для формирования своих продуктов. Нам необходимо систему предоставления этой информации в формате открытых данных серьёзным образом продвинуть дальше. Здесь есть два аспекта. Первый — что мы представляем вовне, каким образом обеспечиваем актуализацию и поддержание качества информации. Второй — каким образом мы в целом оптимизируем работу с информацией во всём образовательном сегменте», — подчеркнул Михаил Абызов.
Совет по открытым данным рассмотрел ведомственные планы Минобрнауки и Рособрнадзора. На портале открытых данных в настоящий момент размещено 64 актуальных набора данных Минобрнауки, к концу года их будет уже 103, сообщила замглавы ведомства Екатерина Толстикова. Министерство утвердило на этот год график раскрытия 29 социально значимых наборов данных.
«Что касается раскрытия наиболее значимых наборов, то здесь мы хотели пойти “изнутри”, то есть не только посмотреть, что нам могут предложить референтные группы. Мы хотим описать все пакеты данных, которые необходимы министерству для осуществления его функций», — отметила замглавы Минобрнауки.
Однако в ведомственный план публикации открытых данных Минобрнауки вошла далеко не вся информация, которую ожидают граждане, отмечают в Высшей школе экономики. Научно-исследовательский университет провёл исследование, в ходе которого эксперты выяснили запросы граждан на информацию.
«На сайтах образовательных организаций ту информацию, которую граждане ищут, найти либо невозможно, либо достаточно сложно. Но вся эта информация содержится в тех формах статистической отчётности, которые образовательные организации в огромном количестве сдают в Росстат, в Минобрнауки, в региональные ведомства», — отметила старший научный сотрудник НИУ ВШЭ Наталья Дмитриева.
Эксперты ВШЭ предлагают раскрывать в формате открытых данных первичную статистическую отчётность, которую образовательные организации предоставляют учредителю и министерству. Ещё в 2010 году Президент РФ сформулировал важнейший принцип развития школ — сокращение отчётности в обмен на открытость информации о результатах их работы, напомнила представитель ВШЭ. Сейчас, по её словам, отчётность по-прежнему избыточна и часто пересекается с отчётностью профильных ведомств.
Вопрос избавления школ от бюрократического давления ставился ещё на первом заседании общественного совета при Минобрнауки в 2012 году, напомнил Михаил Абызов. Тогда решено было одобрить предложения об оптимизации отчётности, предоставляемой общеобразовательными учреждениями по запросам органов и организаций, а также проверок, мониторинга и других бюрократических действий. Прошло 4 года, но проблема всё ещё актуальна, недавно Премьер-министр Дмитрий Медведев вновь поднял её на съезде партии «Единая Россия».
«Прогресса не видно никакого. Неужели так сложно привести отчётность для учителей в порядок?», — возмутился министр.
Михаил Абызов поддержал предложение публиковать имеющуюся в статистической отчётности информацию в форме открытых данных.
«Публикация этой информации на общефедеральном сайте открытых данных должна привести к тому, что иные ведомства не будут запрашивать эту информацию напрямую у образовательного учреждения, а будут брать её с соответствующего федерального ресурса. Люди один раз заполнили формы внутри учреждения, вывесили их на своём сайте, отправили на федеральный портал — вот идеальная картинка», — считает Михаил Абызов.
Однако в рамках федерального статистического наблюдения сделать это невозможно в силу прописанных в законодательстве ограничений по конфиденциальности первичной статистической информации, предупредил замглавы Росстата Георгий Оксенойт. Для реализации предложений ВШЭ соответствующие формы отчётности должны быть переведены в статус ведомственных, а субъектом федерального статистического наблюдения в таком случае будет уже не Росстат, а Минобрнауки, пояснил он. Михаил Абызов поручил проработать этот вопрос на отдельном заседании Совета по открытым данным.
Что касается ведомственного плана Рособрнадзора по публикации открытых данных на 2016–2017 год, то он пока находится в процессе формирования. Ведомство хочет полностью исключить из него пункт, касающийся публикации среднего балла ЕГЭ. По словам замруководителя Департамента образования Москвы Марины Смирницкой, против использования этого критерия самообследования школ и его публикации в открытом виде выступает и московское педагогическое сообщество, опасаясь злоупотреблений со стороны учителей, которые могут противоречить интересам ребёнка.
Многие члены Совета по открытым данным с такой позицией не согласны. Не поддерживает её и министр Михаил Абызов. Вопрос раскрытия в машиночитаемом виде обезличенных данных о результатах сдачи ЕГЭ, причём не среднего балла, а сегментированных данных, в привязке к конкретным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, предметам обучения и классам, ранее неоднократно обсуждался на заседаниях общественного совета при Минобрнауки, в том числе с участием министра РФ по вопросам Открытого правительства. Это позволило бы объективно сопоставить качество образования в разных школах.
«Сейчас мы видим такую картину. Все школы средний балл ЕГЭ на своих сайтах публикуют, эта информация по всем школам в разрезе субъектов и муниципалитетов у Рособрнадзора есть. Но в агрегированном виде на одной странице он её выдавать не хочет. Она есть, собирайте её, как хотите. Почему? Потому что если учителя увидят своё место, если мы сравним их между собой, у них появятся мотивы плохих учеников отстранять от ЕГЭ и манипулировать результатами экзаменов. Может быть, нужно просто объяснить учителям, что так не надо делать? Если есть прецеденты, то Рособрнадзор должен с ними бороться. Для этого есть родительские комитеты, попечительские советы. Все эти сигналы нужно поставить на контроль, и этих учителей отстранять от работы в школах. Вы отстраните публично 20 учителей, предадите этому публичный характер — и все забудут про злоупотребления навсегда», — сказал Михаил Абызов.
Министр подчеркнул, что все страны прошли через публикацию открытых рейтингов, дающих возможность сравнивать школы между собой.
Риск «выдавливания» учеников — это предмет работы соответствующих надзорных служб, а раскрытие данных об организациях, напротив, позволит выявлять подобные факты, согласился замруководителя Аналитического центра при Правительстве РФ Василий Пушкин.
В Минэкономразвития также поддерживают идею публикации сегментированных данных о сдаче ЕГЭ. Ведомство более года ведёт на эту тему диалог с Минобрнауки, но решение до сих пор не принято, констатировал врио директора Департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Павел Малков.
«Вся приведённая коллегами аргументация свидетельствует не о том, что не надо публиковать данные — она ставит под сомнение саму систему ЕГЭ», — считает он.
Ведомственные планы Минобрнауки и Рособрнадзора Михаил Абызов предложил принять за основу и начать их реализацию, при этом он поручил доработать эти документы с учётом состоявшейся дискуссии и замечаний Совета по открытым данным и вынести их на заседание Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства.
Совет по открытым данным также рассмотрел ведомственный план Росмолодёжи. В настоящий момент Росмолодёжь разместила 10 наборов открытых данных, до конца года планируется разместить ещё 6. План включает в себя анализ востребованности размещённых наборов открытых данных, обучение ответственных сотрудников Росмолодёжи, совершенствование работы ведомства с референтными группами и с общественным советом.
«Еще одна важная тема, которую мы планируем реализовать, — статистика по молодёжной проблематике. Росстат принял наши предложения. Эту информацию мы тоже планируем размещать в открытых источниках», — сказал заместитель руководителя Росмолодёжи Сергей Чуев.
Что касается открытых данных в сфере охраны окружающей среды (этот вопрос также рассматривался на заседании), то в планы Росводресурсов на 2016 год входит публикация сведений о правах пользования водными объектами, о водохозяйственных системах, об установленных нормативах допустимого воздействия на водные объекты. В 2017 году запланировано размещение сведений о границах зон затопления и подтопления, в 2018 будут размещены сведения о границах водных объектов.
В ведомстве пожаловались на то, что граждане часто получают запросы на публикацию данных, не входящих в компетенцию Росводресурсов.
«Нам кажется, что здесь необходим проект, “дорожная карта”, навигатор по разграничению ведомственной компетенции. Это было бы очень востребовано обществом и всеми референтными группами, с тем чтобы понимать, кто может решить этот вопрос. И во взаимодействии с гражданами в сфере водных ресурсов наступит новая эра», — сказала врио руководителя Росводресурсов Татьяна Бокова.
Михаил Абызов согласился с тем, что данный вопрос необходимо проработать. Он предложил в рамках работы с Минприроды и коллегами из других ведомств посмотреть «потенциальные сочленения и общую архитектуру» в рамках этого вопроса. Министр также подчеркнул, что нужно раскрывать информацию по расходованию бюджетных средств с привязкой к геоточке.
Предложения по публикации открытых данных Росводресурсов есть и у ВШЭ. У ведомства есть две государственные услуги по предоставлению сведений из государственного водного реестра: одна — электронная и бесплатная, вторая — платная и на бумаге.
«Эти сведения не ограничены ни персональными данными, ни юридическими факторами. И, в соответствии с положением, вся эта информация должна быть открыта и общедоступна. Получается прецедент, когда публикация сведений одного набора данных, одного крупного реестра в формате открытых данных практически полностью может заменить госуслугу по предоставлению информации», — сказал руководитель проектов дирекции по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ Руслан Артамонов.
Пользователи, таким образом, смогут сами напрямую получить данные, которые им требуются, при этом практически до нуля снижается нагрузка на ведомство по предоставлению данной услуги.
В ходе заседания были также озвучены данные по использованию гражданами портала открытых данных РФ. За последние 2 года на портал открытых данных поступило 332 запроса на предоставление открытых данных. Часть запросов была отработана, порядка 137 запросов перенаправлены в соответствующие ведомства. Михаил Абызов, в свою очередь, посоветовал наладить взаимодействие с ФОИВ в следующем ключе: в течение месяца ведомства должны давать ответы — включили ли они данный запрос в свой план или не включили, и почему.
«Мы по итогам второго квартала выпустили очередную версию мониторинга публикационной активности на портале открытых данных. И мы видим, что публикация данных на портале активизировалась, и за второй квартал уже дополнительно 8 регионов опубликовали открытые данные на своих порталах», — сказал Василий Пушкин.
Информация и фото с сайта Открытое правительство