24 декабря 2024 года в МПГУ состоялось последнее в текущем календарном году заседание Методологического семинара университета на тему «Лингводидактическое сопровождение разных школьных предметов как фактор повышения качества образования».
Виктор Павлович Дронов, академик РАО, и.о. первого проректора МПГУ, руководитель семинара отметил, что тема заседания одна из самых актуальных сегодня – проблема успешности обучения учащегося связана с владением русским языком, с умением понимать разнообразные тексты. От понимания того, что написано в задаче, от того, как правильно ученик воспринял информацию, как правильно сформулировал ответы, будет зависеть успешность ее решения. Виктор Павлович представил докладчиков и поблагодарил их за выбор тематики семинара:
Дроздова Ольга Евгеньевна, доктор педагогических наук, заведующая лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании, доцент кафедры методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ выступила с докладом «Лингводидактическое сопровождение разных школьных предметов как фактор повышения качества образования»; Шаповалов Михаил Иванович, кандидат технических наук, доктор инженерных наук (ФРГ), ведущий специалист лаборатории междисциплинарных филологических проектов в образовании, доцент кафедры общего языкознания им. И.Г. Добродомова Института филологии МПГУ выступил с докладом «Компьютерный анализ текстов школьных и вузовских учебников».
В подготовке к заседанию Методологического семинара МПГУ также приняли участие: Лебедева Мария Юрьевна, кандидат филологических наук, заведующий лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина и член-корреспондент РАО, и.о. академика-секретаря Отделения российской словесности, доктор филологических наук, профессор Сергей Игоревич Богданов.
Как отметили выступающие, русский язык в российской школе является не только предметом изучения, не менее (если не более) важна его метапредметная роль. Эффективность обучения школьников во всех предметных областях зависит от уровня владения ими русским языком. Проблемы, связанные с языковыми аспектами обучения, ежедневно возникают у школьников на уроках всех предметов. Речь идет обо всех школьниках – и носителях русского языка и тех, для кого русский язык не является родным. Среди постоянно возникающих проблем можно назвать – неполное понимание смыслов слов (терминов, нередко – и общеупотребительной лексики), выражений, фрагментов текстов и учебных текстов в целом, небрежное отношение к языковым нормам (в том числе к нормам языка предмета), неумение адекватно поставленной задаче выразить свою мысль и многие другие. От эффективности решения этих проблем в значительной степени зависит успешность освоения содержания во всех предметных областях, развитие и воспитание школьников, а значит – повышение качества образования в целом. Особенно ценным умение работать с языковым материалом становится в связи с быстрым развитием искусственного интеллекта, оно является необходимым условием успешности человека в конкуренции с ИИ. Достижение указанных результатов возможно только при объединении усилий учителей всех предметов.
В ходе заседания участники семинара задали интересующие их вопросы и высказывались по теме заседания.
Лобанов Антон Валерьевич, заведующий кафедрой общей химии МПГУ, профессор РАО, постоянный участник Методологического семинара МПГУ поделился мнением: «Дидактика ставит два вопроса: Чему мы учим и как мы учим? Язык, это больше форма или содержание?», и процитировал докладчика семинара О.Е. Дроздову: «Ценностное отношение к языку — это тот идеал, который нужно ставить, когда мы пишем учебник».
Каракозов Сергей Дмитриевич, профессор, директор Института математики и информатики МПГУ, ученый секретарь семинара подытожил, что тема семинара важная и интересная с точки зрения методологии, подобные исследования являются междисциплинарными и способны обогатить математику, информатику и другие предметы.
В методологическом семинаре в очной и дистанционной форме приняли участие более 50 слушателей, в том числе ученые и педагоги МПГУ: директор Института филологии Е.Г. Чернышева, директор Института изящных искусств А.А. Коновалов, заведующий кафедрой методики преподавания русского языка В.Д. Янченко, директор Института физической культуры, спорта и здоровья А.Г. Михайлов, заведующий кафедрой общей химии А.В. Лобанов, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева В.И. Козлов, доцент кафедры политологии Р.И. Мусина, доцент кафедры риторики и культуры речи О.А. Сальникова, доцент кафедры общего языкознания О.И. Авдеева с иностранной группой магистрантов из Китая и другие, а также представители различных вузов и школ России: кафедра ПиППО ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», Ставропольский государственный педагогический институт, Самарский государственный социально-педагогический университет, кафедра русского языка Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, кафедра гуманитарного образования Нижегородского института развития образования и др.
За два дня после проведения семинара более 120 человек посмотрели видеозапись трансляции, которая доступна по ссылке https://vkvideo.ru/video-30321356_456240072?list=ln–crAQU4TYkZx4mlnuYx