18 ноября 2024 г. в Государственном историческом музее прошла Открытая культурологическая мастерская, посвященная обсуждению актуальной в современном общественном и культурном дискурсе теме – «Реализация инклюзивных программ в современных музеях: опыт Государственного исторического музея».
Со стороны музейной институции в мастерской приняли участие Овчаренко Анастасия Олеговна – заведующая отделом организации музейных услуг ГИМа, Кожевников Алексей Андреевич – методист волонтерского отдела ГИМа, Стукалов Иван Алексеевич – организатор мероприятия, Овцынова Лариса Сергеевна – незрячий гид. Со стороны университета – доцент кафедры культурологии Васильева Жанна Викторовна – организатор мероприятия, студенты 2 и 3 курсов бакалавриата направления Педагогическое образование («Обществознание и Дополнительное образование (культурно-досуговая деятельность)»), магистранты направления Педагогическое образование («Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании») и аспиранты кафедры культурологии ИСГО МПГУ.
Анастасия Олеговна ознакомила аудиторию со спецификой волонтерской деятельности в сфере инклюзии, рассказала о моделях инвалидности, статусе и формах взаимодействия инвалида с обществом внутри них. Было уделено внимание характеристикам «видимой» (физические особенности) и «невидимой» (особенности интеллектуального развития) формы инвалидности. Участники мастерской пришли к выводу, что современное общество должно создать безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями, разработать стратегии их интеграции, позволяющие жить полноценной, в том числе и культурной, жизнью.
Далее были выделены категории посетителей музея с инвалидностью и проанализированы основные мероприятия ГИМа для незрячих и слабовидящих посетителей, а именно – экскурсии с использованием реплик и тактильных моделей. Последние дают уникальную возможность людям с инвалидностью по зрению «почувствовать экспонат» выставки, представить его наиболее адекватным образом, «увидеть» его четко и ярко. Примером такого рода объекта может служить тактильная модель Покровского собора на Красной площади, воспроизводящая, при помощи 3D-технологии, великий памятник русской церковной архитектуры.
Кроме этого, в музее проводятся экскурсии, лекции, мастер-классы, конкурсы с переводом на русский жестовый язык. Волонтеры музея проходят специальное обучение работе с людьми с ограниченными возможностями, пользующими РЖЯ. Отдельно участники культурологической мастерской обсудили каналы коммуникации музея с посетителями-инвалидами – социальные сети, обзвон, рассылки по электронной почте и в мессенджерах.
Большое впечатление на присутствующих произвел рассказ незрячего экскурсовода Ларисы Сергеевны Овцыновой, которая на площадке ГИМа выучилась проводить экскурсии в Покровском соборе на Красной площади, а также по историческим маршрутам московских улиц. Сейчас она успешно водит по ним слепых экскурсантов и, посредством подробного описания внешнего вида зданий, погружает слушателей в мир истории и культуры столицы. Лариса Сергеевна обратила внимание на трудности восприятия выставки или экскурсии полностью незрячими людьми, охарактеризовала сложности, возникающие при подготовке экскурсоводов с инвалидностью.
Благодаря выступлению Кожевникова Алексея Андреевича участники мероприятия познакомились с Волонтерской программой музея, которая появилась в 2017 г. На сегодняшний день в рамках этой программы было проведено более сотни мероприятий для людей с ограниченными возможностями здоровья. В 2020 г. волонтеры ГИМа стали победителями программы «Музейный волонтер». Студенты МПГУ были приглашены в Молодежный клуб волонтеров, целью которого является создание пространства для свободной коммуникации на базе музея, а также помощь людям с ОВЗ.
Теперь хотелось бы привести отзывы самих участников Открытой культурологической мастерской о посещении ГИМа.
«Мероприятие произвело на меня очень сильное впечатление. Выступления спикеров, подробно рассказавших о реализации инклюзивных программ, были невероятно интересны. Особо ценной показалась живая взаимосвязь спикеров с аудиторией и акцент на корректном использовании терминологии при описании людей с инвалидностью. Выступление незрячего экскурсовода, поделившейся опытом проведения экскурсий для слабовидящих и незрячих, оказалось особенно познавательным и расширило мои представления о данной сфере.
Я узнала много нового о специальных методах предоставления информации и создания доступной среды для посетителей с плохим зрением. Информация о волонтерской деятельности музея и приглашение к участию в ней стали прекрасным завершением мероприятия, которое оказалось крайне полезным и необходимым для моей будущей профессии. Искренне благодарю организаторов за предоставленную возможность». (студентка 2 курса бакалавриата Корпусова Анастасия)«Культурологическая мастерская стала для нас удивительным опытом, так как наглядная демонстрация вовлечения людей с инвалидностью в реальную музейную практику говорит о том, что данное направление становится все актуальнее для нашего социума. Рассказ незрячей женщины, которая получила возможность самореализоваться в сфере культуры, благодаря развитию инклюзивности в музеях, потрясает, ведь пару десятилетий назад такое даже представить себе было сложно. Благодаря современным технологиям, а также прекрасным людям: наставникам, переводчикам РЖЯ и волонтерам – экскурсионная деятельность для всех без исключения – это не мечты, а реальность.
Важная мысль данного проекта заключается в том, что дети, подростки, взрослые и пожилые люди с инвалидностью не должны быть ограничены, ограждены от “нашего” мира, а потому мы обязаны сделать все, чтобы подготовить среду, в который каждый человек сможет раскрыть свой потенциал». (студент 3 курса бакалавриата Еремеев Даниил)
Текст подготовлен доцентом кафедры культурологии
Васильевой Жанной Викторовной