Широкий спектр актуальной проблематики в сфере психологической антропологии и антропопрактики, которым занимается Институт детства, был обозначен в ходе работы 10 секций на IV Всероссийской научно-практической конференции.
Так, на секции «Антропология особого детства» (модераторы – Е.В. Кулакова, Е.Б. Колосова) центральным событием стал доклад М.М. Либлинг, эксперта мирового уровня в области развития детей с аутизмом, которая поделилась промежуточными результатами исследования когнитивных особенностей подростков с РАС.
Разговор на секции «Современные практики поддержки субъектности в дошкольном образовании» (модератор – Е.В. Трифонова) был посвящен проблеме самостоятельности и субъектности, свободной деятельности детей.
На секции «Человек в контексте культуры: личность, сообщества, поколения» (модератор – Е.И. Адамян) обсуждали вопросы межпоколенческого диалога, специфике языковой ситуации, культурной памяти на примере старообрядчества и др.
Проблема развития рефлексивной антропопрактики в современной цифровой среде и новой ситуации взросления детей и молодежи поднималась на секции «Рефлексивные технологии развития личности как антропопрактика» (модератор – Н.Б. Ковалева). Наряду с профессором, основателем школы рефлексивной психологии мышления И.Н. Семеновым и Н.Б. Ковалевой (автор рефлексивно-позиционного подхода и медиагерменевтики как одной из его технологий) делились своими исследовательскими находками учителя-практики и студенты бакалавриата и магистратуры Института детства МПГУ.
Участники секции «Антропология образования: прошлое, настоящее, будущее» (модератор – Н.М. Комарова) обсудили актуальность исследовательской деятельности во время детского отдыха с точки зрения вожатых практикантов, применение цифровых технологий в проектной деятельности учеников Камчатского края и др.
Работа секции «Самосознание, самопознание, саморазвитие и саморегуляция человека» (модератор – Е.П. Федорова) затрагивала практические вопросы саморазвития студентов, самосознания родителей, практик самообразования на разных этапах жизни.
Секция «Культура личности и личность культуры: персоналии и исследования» (модератор – Н.В. Ткаченко) объединила исследователей разных направлений (культурологов, антропологов, социологов и этнопсихологов). Участники делились воспоминаниями о своих учителях и направлениях фундаментальных и прикладных исследований в области изучения психологии культуры.
На секции «Базовые смыслы и палитра антропопрактик в современном образовании» (модератор – А.В. Леонтович) были представлены практики работы по взращиванию «человеческого в человеке» в образовании. Все докладчики – директора школ и руководители образовательных организаций – опирались на опыт своих образовательных объединений и сообществ.
Секция «Психотерапия как пространство антропопрактики» (модератор – М.В. Пискунова) собрала практиков для обмена опытом по решению сложных личных проблем людей разных возрастов.
На секции «Психолого-педагогическое сопровождение как антропопрактика: создание сред для самореализации во внеучебной деятельности» (модератор – А.В. Павлов) участники обсуждали опыт организации работы с детьми вне стен школы.
Институт детства в это день стал не только площадкой обмена опытом, но и пространством общения и налаживания новых продуктивных контактов между исследователями разных регионов – от Москвы и Санкт-Петербурга до Дальнего Востока.