При поддержке Ассоциации развития педагогического образования 14–17 ноября 2023 года в Уральском государственном педагогическом университете прошел Международный научно-образовательный форум «Современный учитель – взгляд в будущее». В Форуме приняла участие делегация МПГУ во главе с Людмилой Александровной Трубиной, советником при ректорате МПГУ, председателем Учебно-методического совета АРПО, доктором филологических наук, профессором. Она зачитала приветствие в адрес участников Форума Председателя правления АРПО, ректора МПГУ, академика РАО Алексея Владимировича Лубкова.
Форум был направлен на обсуждение содержания, инноваций, технологий образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях и в социуме; основных стратегических направлений подготовки педагогов; развития системы научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических кадров; вопросов научно-образовательной кооперации российских педагогических вузов с образовательными организациями стран Азии, трансляции лучших российских научных и образовательных практик в зарубежное пространство.
Обсуждению этих и многих других вопросов были посвящены три дня пленарных заседаний, круглых столов, проектных сессий и других событий форума.
Отдельная секция Форума, которую организовали и провели представители МПГУ, была посвящена изменениям структуры высшего образования Российской Федерации. Она проходила с подключением Всероссийского профессорского собрания. Центральным событием стал доклад Л.А. Трубиной на тему «Пилотный проект МПГУ по совершенствованию системы высшего образования: направления изменений в педагогическом образовании».
Людмила Александровна отметила, что происходящие изменения связаны с цивилизационным переломом и выстраиванием суверенной системы образования. Меняются не только сроки и структура обучения, а в первую очередь мировоззренческие ориентиры. Стержнем всего образовательного процесса становится ценностно-смысловой (аксиологический) подход. Концепция образования становится россиецентричной, т. е. будет ориентироваться на задачи и потребности российского общества и государства. В число приоритетов выдвигается воспитание и развитие личности с опорой на традиционные российские ценности. Открытия российских учёных положены в основу системно-деятельностного (компетентностного) подхода в образовательном процессе. Методическим принципом станет школоцентричность: педагогические кадры будут готовиться в соответствии с задачами развития общего образования. На кадровое обеспечение школы направлено возвращение понятных сфере труда и обществу квалификаций: «учитель», «педагог дошкольного образования», «педагог-психолог», «логопед» и др. В образовательные программы введены обязательные модули воспитательной работы, научно-исследовательской и проектной деятельности. В 2023 году МПГУ открыл подготовку по 7 программам базового высшего образования, которые отобраны в соответствии с идеями мировоззренческого и технологического суверенитета, новых геополитических ориентиров России, актуальных задач общего образования. Количество поданных на эти программы заявлений абитуриентов и высокий средний балл ЕГЭ говорит о том, что обновленное педагогическое образование будет востребовано. После выступления Людмила Александровна ответила на вопросы слушателей.
Про первые шаги в пилотном проекте МПГУ на базе различных институтов, о его возможностях и перспективах, о проектировании образовательных программ базового высшего образования рассказали спикеры Форума: М.Л. Несмелова, зам.директора Института истории и политики МПГУ; Е.Ю. Лазарева, директор Института иностранных языков МПГУ; С.В. Лозовенко, директор Института физики, технологии и информационных систем МПГУ и А.А. Алмазова, директор Института детства МПГУ. Затронутые темы вызвали активное обсуждение среди участников, выступающим были заданы многочисленные вопросы.
Ход обсуждения еще раз показал, что пилотный проект МПГУ открывает новые траектории развития для всего педагогического образования страны. Происходящие перемены столь значительны, что требуют серьезных изменений в педагогическом мышлении каждого преподавателя и вызывают неподдельный интерес со стороны профессионального сообщества.