В ноябре 2021 года продолжилась работа Просветительского психолого-педагогического постоянно действующего семинара «Школьник в современном социуме: взаимодействие семьи и школы в обучении и воспитании». Для педагогов и родителей были проведены две дистанционные интерактивные лекции и две групповые консультации, посвящённые важным вопросам обучения и воспитания современных школьников, сотрудничеству семьи и школы по вопросам обучения и воспитания детей, родительско-детским отношениям. Семинар проводится МПГУ в рамках соглашения с Департаментом образования и науки города Москвы.
Керимова Изумруд Агаларовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и педагогической психологии Института педагогики и психологии МПГУ рассказала о том, что такое «манипуляция», и рассказала о ее видах. Важной составляющей интерактивной лекции стало выяснение путей и способов противостояния манипулированию, в том числе и в зависимости от вида манипуляторов и конкретных целей осуществления манипуляции. Большое внимание во время лекции было уделено вопросам отношений между родителями, детьми и учителями. Лектор рассказала о том, как осуществлять профилактику манипуляции в интернете и как защитить детей от подобного воздействия. Большой интерес у участников вызвал вопрос о детской манипуляции. В практической части были показаны приемы взаимодействия с детьми родителей и педагогов, с целью пресечения подобных ситуаций.
Профессор кафедры психологии образования Института педагогики и психологии МПГУ, доктор психологических наук Каширский Дмитрий Валерьевич рассказал московским учителям и родителям о том, как как работать с побуждением к деятельности, чем отличается стимуляция от мотивации в учебном процессе. На дистанционной интерактивной лекции были раскрыты основные проблемы мотивации и разобраны ее функции. Лектор акцентировал внимание слушателей на том, что из-за непонимания смысла того, что происходит на уроке, ученик демонстрирует нежелание учиться. Лектор раскрыл и причины низкой учебной мотивации школьников, показав основные способы формирования учебной мотивации. При раскрытии компонентов учебной деятельности педагогам были даны практические рекомендации, которые помогут создать оптимальные условия для формирования познавательного интеллекта школьников.
Групповую консультацию для родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания провела Татьяна Павловна Авдулова, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии МПГУ. Разговор был направлен на анализ конкретных причин нарушения мотивации у школьников и обсуждение способов формирования мотивации. На конкретных примерах рассматривались также типичные ошибки взрослых, которые стремятся активно мотивировать детей, а также и особенности мотивации современных школьников.
Заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ, доцент кафедры культурологии Елена Феликсовна Теплова, проводя групповую консультацию, основное внимание уделила проблемам взаимодействия семьи и школы при реализации программ духовно-нравственного воспитания. Обсуждались варианты работы с родителями и пути привлечения родителей к участию в воспитании детей. Много вопросов было посвящено взаимодействию образовательной организации с семьей при реализации предметной области ОРКСЭ в начальной школе.
В декабре МПГУ продолжит реализацию мероприятий из цикла психолого-педагогических просветительских семинаров для учителей и родителей столицы.
Елена Теплова