23 сентября 2024 года у студентов 1-го курса художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ, обучающихся в рамках пилотного проекта специализированного высшего образования по направлению 44.04.01 – Педагогическое образование, “Изобразительное искусство в художественном образовании”, началась Учебная практика, научно-исследовательская работа, которая проходит в Государственном автономном общеобразовательном учреждении города Москвы «Школа № 548 «Царицыно», имеющей договорные отношения с МПГУ.
Руководитель образовательной программы пилотного проекта специализированного высшего образования – Игнатьев Сергей Евгеньевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева.
Руководитель практики от ХГФ ИИИ МПГУ – Руднев Иван Юрьевич – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева, доцент кафедры живописи, доцент РАО.
Руководитель практики от профильной организации – Соколов Геннадий Владимирович – Заслуженный учитель Российской Федерации, почетный работник общего образования Российской Федерации, Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, руководитель художественного направления в школе № 548.
Цель практики – приобретение студентами практического опыта работы в реальной образовательной среде; развитие педагогических навыков: практика позволит получить и развить навыки взаимодействия с учениками и коллегами, а также освоить различные методы преподавания изобразительного искусства; участие в научно-исследовательской деятельности.
Достижение цели практики позволит студентам углубить свои знания, умения и навыки в области педагогики и художественного образования, развить навыки планирования, организации и проведения учебных занятий; развить способности к самоанализу, самооценке и саморазвитию; сформировать умения анализировать и оценивать эффективность педагогической деятельности ведущих преподавателей ХГФ и школы; освоить современные методики преподавания художественных дисциплин; применить теоретические знания на практике; сформировать профессиональную идентичность и осознать себя как педагога, способного эффективно решать поставленные профессиональные задачи.
База практики – Школа № 548 «Царицыно» – современная общеобразовательная школа с традициями и большим будущим, в которой реализуются разнообразные и интересные программы углубленного изучения изобразительного искусства на базе двух корпусов – корпуса на ул. Маршала Захарова и корпуса «ЗилАрт». Ключевые предметы: рисунок; живопись; композиция; история искусств; проектная графика. Школа была создана в 1936 году и имеет статус государственного автономного общеобразовательного учреждения Южного административного округа города Москвы. Директор школы – Народный учитель России Ефим Лазаревич Рачевский.
На установочной конференции руководители практики Руднев И.Ю. и Соколов Г.В. приветствовали студентов, поздравив их с началом важного этапа в их образовательном пути. Это событие стало не только формальным началом практики, но и возможностью для студентов осознать значимость предстоящих задач.
На конференции были подробно изложены задачи, стоящие перед студентами на период научно-исследовательской практики. Руководители также представили список заданий, которые студенты должны выполнить за время прохождения практики. Установочная конференция не только задала тон всему процессу, но и помогла студентам понять, чего от них ожидают и как они могут максимально эффективно использовать это время для своего профессионального роста.
После установочной конференции была проведена экскурсия по образовательному учреждению, которая была организована с целью ознакомления студентов с учебным процессом и инфраструктурой учебного заведения. Экскурсию по школе провел Соколов Геннадий Владимирович. Студенты познакомились с основными направлениями развития школы и особенностями преподавания изобразительного искусства. Также они имели возможность посмотреть выставку дипломных проектов школьников, художественные мастерские, оформление кабинетов изобразительного искусства и т.д.
По окончании экскурсии Соколов Геннадий Владимирович провел для студентов мастер-класс по художественному скетчингу, а затем руководители практики распределили студентов по группам для дальнейшего прохождения практики в школе, а также пожелали студентам получить ценный практический опыт работы в школе.
Отзывы студентов о посещении школы:
Сметанин Павел Дмитриевич, студент 1 курса СпВо
Посещение общеобразовательной школы № 548 было для меня очень интересным и познавательным опытом. Экскурсия позволила мне увидеть, как сочетаются традиционные академические дисциплины с творческим подходом к обучению.
Красивая, большая и современная школа. Внутри просторные и светлые кабинеты, приятный коллектив. Прекрасно оборудован школьный двор. В заведении многое направленно на художественное образование. И это радует, так как творчество помогает развивать у учащегося креативное мышление.
Очень поражён масштабами этого заведения. По всей школе в коридорах развешаны картины детей на темы по различным школьным предметам.
В здании существует выставочный зал, где можно посмотреть дипломные работы детей, которые они защищают в конце обучения. Это качественные картины большого размера. Заметно, что уровень обучения изобразительному искусству высокий.
Особенно меня впечатлили мастерские, где дети могут работать с различными материалами и инструментами. Это позволяет им экспериментировать и находить свой индивидуальный стиль. Все классы оснащены полностью необходимым оборудованием для работы. В кабинетах можно увидеть мольберты, палитры, полки для хранения различных материалов.
Обратил внимание на звук звонка на урок и с урока. Он всегда разный и приятный.
В целом, посещение такой школы даёт возможность детям получить качественное образование и развить свои творческие навыки. Я считаю, что такие учреждения должны быть примером для других школ и способствовать формированию гармоничной личности.
Зайчиков Егор Анатольевич, студент 1 курса СпВо
Посещение данного учебного заведения оставило у меня очень много положительных впечатлений. Всегда приятно учиться в эстетичной, аккуратной и приятной среде, поэтому в первую очередь хочется отметить то, насколько школа хорошо обустроена. Снаружи присутствует облагороженная территория, на которой учащиеся могут спокойно отдохнуть и поиграть. Внутреннее обустройство школы также оказало очень большое впечатление. Стильный, светлый и приятный интерьер сподвигает юных учащихся к познаванию новых дисциплин. Красивые кабинеты, оснащенные современным оборудованием, тоже является огромным плюсом школы №548.
Также поражают масштабы данного учебного заведения и то, насколько оно грамотно задействовано. В этой школе коридоры – это не просто голые стены, на них висят работы юных творцов и создается впечатление одной большой выставки. Поражает то, насколько работы качественные и аккуратные, сразу можно отметить высокий уровень обучения. Отдельно в учебном заведении на третьем этаже присутствует выставочный зал с выпускными работами учащихся, все работы находятся на очень высоком уровне. Также особенно впечатлило то, что в школе совместили классические академические традиции и современные технологии, в школе помимо обучения рисованию и живописи, также проводится обучение графическому и промышленному дизайну, что очень актуально и востребовано в наше время.
В конце хотелось бы отметить то, что подобные учебные заведения могут помочь ребенку осуществить свои самые разные желания и реализовать творческий потенциал.
Свитлинец Михаил Вячеславович, студент 1 курса СпВо
Я посетил школу №548 в Москве и остался очень доволен. Школа произвела на меня приятное впечатление: здесь царит дружелюбная атмосфера, учителя проявляют энтузиазм и профессионализм в работе, а ученики раскрывают свои таланты.
Меня поразила современная инфраструктура школы: классы, оборудованные всем необходимым для комфортного обучения, просторные коридоры, украшенные работами учащихся, невероятная чистота (ученики могут даже сидеть или лежать на полу и не испачкаться).
Также я был приятно удивлён разнообразием программ, которые может предложить общеобразовательная школа в области художественного образования. Здесь изучают как классические дисциплины в виде рисунка и живописи, так и более современные такие как графический и промышленный дизайн.
Я уверен, что дети получают здесь качественное образование и всестороннее развитие. В конце обучения ученикам выдается не только аттестат, но и справка об окончании художественной школы. Работы учащихся выполнены на высочайшем уровне. После выпуска из школы портфолио ребят позволяет им без лишних сложностей поступать в крупнейшие художественные ВУЗы страны.
Задание школы также поражает своей красотой, размерами и технологичностью. Пожалуй, современность и технологичность можно назвать ключевыми словами, которые характеризуют школу в целом. Это касается как архитектуры, так и подхода к обучению.
Школа №548 – это то место, из которого не хочется уходить. Посещение учебного заведения заряжает энтузиазмом и разжигает любопытство. Уверен ученики посещают школу с удовольствием, а это самое важное.
Титова Екатерина Федоровна, студент 1 курса СпВо
Корпус ЗИЛАРТ школы № 548 “Царицыно” – это современный образовательный комплекс, расположенный в новом микрорайоне ЗИЛ. Недавно построенные жилые дома, широкие проспекты, современная инфраструктура и, конечно, оснащенная по последней моде школа. Вокруг школы имеется большая территория для отдыха учащихся – детские площадки, аллеи, газоны, клумбы. Сама школа уникальна по своей архитектуре, и выделяется яркими цветами и необычным дизайном.
Внутри школы, пройдя турникеты на входе, мы попадаем в большой просторный холл, откуда отходят в разные стороны широкие коридоры и лестницы. В коридорах на стенах мы видим работы учащихся – натюрморты, пейзажи, портреты, абстрактную живопись и рисунок, коллажи и другие творческие работы. Хочется остановиться перед каждой работой и внимательно ее изучить – все они очень интересны и заслуживают дополнительного внимания и изучения.
Поднявшись на третий этаж, мы начинаем чувствовать легкий, ненавязчивый запах масляных красок и сразу понимаем, что попали в самое сердце художественного отдела – здесь располагаются классы живописи, рисунка и мастерские.
Пройдя по коридору мы попадаем в просторный, необычный и многофункциональный выставочный конференц-зал. На стенах висят дипломные работы выпускников – живопись, графика, фотографии. Пространство конференц-зала устроено так, что там может одновременно идти конференция, а в другом конце зала, за своеобразными перекрытиями, другой педагог может вести занятие с детьми. Студенты первого курса ХГФ ИИИ МПГУ расположились на стульях перед экраном проектора, а в другом конце зала, вокруг педагога, полусидя-полулежа на ковре расположились ребята. Уже конец учебного дня и они могут расслабиться в доверительной дружеской атмосфере творческого занятия.
Хочется заметить, что во всей школе царит атмосфера творческая, раскрепощающая и вдохновляющая. Видно, что и ребята чувствуют это. Дети выглядят очень уверенными в себе, увлеченными, деловыми, уважающими себя и других.
После установочной конференции руководителями практики был проведен мастер-класс по быстрым наброскам. Мероприятие проходило в динамичной творческой атмосфере, нужно было сделать набросок фигуры человека в течение 3-х минут. Все студенты сели в круг, каждый выходил в центр и позировал по очереди. Это было очень полезным упражнением на развитие интуиции и чувства линии. По завершении упражнений, был устроен просмотр получившихся набросков, руководитель практики дал каждому студенту ценные рекомендации по его работам.
Мне очень понравилась организация школы и вдумчивый, ориентированный на учащихся подход. В заключение, мне бы хотелось пожелать, чтобы таких школ становилось все больше и больше. Ведь такие школы, как плодородная почва, нужны без исключения всем – для воспитания сознательного, созидающего поколения будущего.
Шелова-Коведяева Софья Фёдоровна, студент 1 курса СпВо
Школа № 548 с первых минут захватывает своей особой атмосферой. Кроме того, что само здание впечатляет как снаружи, так и внутри, и весь интерьер работает на поддержание творческой атмосферы, мы увидели петляющие коридоры с детскими работами, классы, в которых проводились занятия с детьми, где они работали на мольбертах, то, какие интересные и сложные постановки им ставят.
Учителя в школе работают на результат, но, в первую очередь, развивают в детях их творческий потенциал. Несмотря на то, что здание достаточно большое и в нём много коридоров, дети в нём отлично ориентируются, также есть указатели на классы для заблудившихся. Здесь есть всё необходимое оборудование и различные материалы для художников, всё, что нужно, для постановок.
Мы узнали, что есть классы скульптуры, живописи, рисунка, где дети совершенствуют свои навыки и могут получить отзыв от учителей о проделанной работе, поддержку и помощь. Дети очень открытые и общительные, не боятся пробовать новое, свободно себя чувствуют в обществе ровесников и новых людей, иногда подходят сами представится или просто здороваются.
Кроме того, заканчивая 11 класс дети защищают свои выпускные работы перед комиссией и своими одноклассниками, такие мероприятия готовят их к взрослой жизни, где им не раз придётся защищать свои идеи, проекты и работы. Всё это, вкупе с тем, что школа гордится детскими работами и выставляет их в коридорах, даёт стимул детям расти и развиваться. Потому что, когда работами ученика гордится его собственная школа, когда эта же школа формирует в нём те качества и способности, которые подготовят его профессионально и психологически к взрослой жизни и, возвращаясь мыслями в прошлое он будет находить поддержку в том пути, который прошёл, говорит о том, что его обучение было полезным и необходимым. На мой взгляд, данная школа действительно может дать детям очень многое, особенно, в профессиональном плане, что видно с первого посещения учебного заведения.
Новость подготовил Руднев И.Ю.,
заведующий кафедрой методики преподавания
изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева;
Фотограф Сергей Тимченко