У студентов 315 группы дефектологического факультета Института детства завершилась Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (диагностико-консультативная). На протяжении четырех недель группа, обучающаяся по направлению «Специальная психология», пополняла свои знания и получала профессиональные навыки в онлайн-формате.
Интересно, что думают сами третьекурсники по поводу такой необычной практики? Какой опыт они приобрели, что запомнили и чему научились?
По этому поводу со студентами 315 группы решил поговорить специальный корреспондент. Журналист задал будущим психологам несколько вопросов, чтобы узнать их мнение о прошедших неделях. И вот что из этого получилось.
Корреспондент: Дорогие студенты, я плохо понимаю, как сочетаются слова «практика» и «дистанционно». Поделитесь впечатлениями, как она проходила? Интересно было или нет?
Филиппова Софья: Наша производственная практика прошла в необычном формате. Каждый день мы смотрели вебинары и мастер-классы опытных специалистов Института коррекционной педагогики РАО на различные актуальные темы, посвященные воспитанию, обучению, диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша группа узнала много новой информации и конкретных приёмов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и о взаимодействии с семьей необычного ребенка.
Шатрова Ольга: Мы выполняли различные творческие задания, самостоятельно разрабатывали рекомендации родителям, создавали памятки и подбирали различные диагностические методики.
Корреспондент: Вы слушали различных специалистов: педагогов, психологов. А какая информация может вам пригодиться в практической деятельности, в вашей будущей работе?
Мокроусова Анастасия: Все мастер-классы и вебинары, которые мы посещали в течение месяца, проводили не только ученые, но и практические работники: учителя-дефектологи, психологи, воспитатели, работающие с детьми, имеющими отклонения в развитии. Поэтому встреча с опытными специалистами, хоть и была дистанционной, но оказалась полезной и практически значимой. Думаю, каждый из нас получил огромный опыт по взаимодействию с детьми, родителями и педагогами.
Мирнова Кристина: Мы действительно много работали, подбирая различный материал для своей дальнейшей практической деятельности. Например, очень полезно было найти, прочитать и отобрать методики для изучения внимания детей разного возраста и имеющих разные психофизические особенности. Полагаю, что в дальнейшей работе мне могут пригодиться созданные памятки и составленные рекомендации родителям по воспитанию и обучению детей с интеллектуальными и сенсорными нарушениями или детей с расстройствами аутистического спектра.
Корреспондент: А если вам придётся взаимодействовать с детьми разных возрастов? Получили ли вы какие-то полезные новые знания для работы с детьми раннего возраста? С дошкольниками?
Белова Дарья: Да, конечно! На онлайн-вебинарах нам предоставили очень много полезной и интересной информации. Например, мы узнали о том, какие существуют трудности в поведении ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, и как эти трудности преодолевать, получили информацию о психологическом сопровождении и поддержке ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Что касается детей дошкольного возраста, то мы поняли, как правильно организовать общение между взрослым и ребенком в повседневной жизни и в игре. Полезными были рекомендации о том, как решать некоторые конфликты, возникающие между взрослым и ребенком. Кроме того, стоит сказать, что ряд вебинаров был посвящен организации творческой деятельности и различных игр с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Вся информация, полученная на данных вебинарах в период практики, была очень полезной. В дальнейшем мы сможем применить эти знания в своей будущей деятельности.
Кривоспицкая Дарья: А на одном из вебинаров мы узнали об играх с детьми первого года жизни. Полезна была информация и о том, как создавать благоприятную атмосферу общения между родителем и младенцем, как выбрать место для игры и общения, как подобрать необходимые игрушки для малышей.
На меня произвёл сильное впечатление мастер-класс, посвященный психолого-педагогической профилактике сетевых рисков подростков. Мы узнали, что существуют определенные маркеры сетевой опасности, на которые стоит взрослым обращать особое внимание. Необходимо заранее информировать подростка о возможных опасностях, но не с позиции тотального запрета, а путем предупреждения. Значимому для подростка взрослому нужно обращаться к личному опыту, делиться своими мыслями, рассказывать свои истории. Нужно создать доверительное благоприятное пространство – совместное поле деятельности, в котором будет комфортно и безопасно, атмосферу безусловного принятия и любви, искренне интересоваться жизнью ребенка (реальной и сетевой). Мы сами должны разбираться в этом вопросе, повышать свою сетевую грамотность, быть понимающими, тогда и ребенок откроется нам, будет делиться своими переживаниями, чувствами, будет рассказывать, что он встречал на просторах интернета.
Корреспондент: А вы сможете общаться с родителями? Если они попросят у вас совета, вы будете готовы дать рекомендации, например, как вести себя с ребенком-аутистом?
Лихачева Алена: Во время практики мы участвовали не только в работе вебинаров, но и выполняли нужные и интересные творческие задания: самостоятельно разрабатывали рекомендации родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. Нашли в специальной литературе и на просторах интернета большое количество памяток для родителей по таким темам, как: «Адаптация ребёнка в ДОУ», «Адаптация первоклассника», «Рекомендации психолога по воспитанию гиперактивных детей », «Советы родителям ребёнка младшего школьного возраста( рассмотрены возможные диагнозы)» и многим другим. Учились, как оформить в кабинете уголок психолога. Готовили выступление специального психолога на родительском собрании. Думаю, что мы сможем помочь родителям некоторыми советами.
Казаковцева Дарья: На вебинарах мы обсуждали множество вопросов, которые касались именно помощи родителям и их детям. Как и чем могут помочь различные специалисты? Какие занятия лучше проводить с ребенком для его развития? Как решать конфликтные ситуации с ребенком с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах? Всё это было нам очень интересно и полезно! Мы посмотрели множество мастер-классов, которые были направлены на роль родителей в коррекции недостатков ребенка в домашних условиях, что особенно важно в период дистанционного обучения. Немаловажной была тема «Как правильно задать вопрос специалисту, чтобы получить на него нужный ответ». Думаю, что мы сможем помочь родителям стать наставником и другом своему ребенку.
Корреспондент: Я понял, что темы у вебинаров были совершенно разные. А что нового вы узнали о детях с ограниченными возможностями?
Мокроусова Анастасия: Думаю, самое главное, что хотелось бы выделить, это примеры из психологической практики и истории из жизни, которыми делились с нами различные специалисты. Благодаря этому, мы уточнили для себя ряд особенностей детей различных нозологических групп, поняли стратегии разрешения конфликтных ситуаций.
Мирнова Кристина: Прослушав очень увлекательный вебинар «Психолого-педагогическая профилактика сетевых рисков подростков и юношей с ОВЗ», я поняла, что нужно очень внимательно, с осторожностью использовать интернет в работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья, уделять больше времени информационной безопасности и вопросам профилактики сетевых рисков.
Корреспондент: Я слышал, что для детей с ограниченными возможностями здоровья очень эффективны занятия разными видами творчества. Это действительно так?
Кривоспицкая Дарья: Да, мы и раньше знали об этом, но именно на практике познакомились с различными интересными продуктивными видами деятельности. Узнали, как можно организовать увлекательные игры для малыша, используя, например, солёное тесто. Поняли, что обыкновенная крупа является весьма полезным и приятным материалом для занятий с ребенком, имеющим серьезные отклонения в интеллектуальном и сенсомоторном развитии. С помощью круп можно не только играть, но и полноценно рисовать, украшать отдельные детали рисунка, изделия из пластилина, из теста, чтобы они выглядели интереснее, делать объёмные аппликации.
А на одном из мастер-классов мы получили структурированную и важную информацию о том, как подготовиться к драматизации сказки. Это весьма полезный опыт, на мой взгляд. Ведь в работе со сказкой можно и нужно учитывать особенности ребенка, например, корригировать неустойчивость его внимания. Сказка формирует основы поведения, общения, пробуждает любознательность и воображение, развивает мышление и речь, помогает понять самого себя, свои желания, потребности и эмоции, а также желания и эмоции других людей. Сказкотерапия является одним из самых предпочтительных и эффективных методов работы с детьми с особенностями развития. Это образность, экспрессивность, живость.
Отмечу, что у нас была и отличная возможность побывать на мастер-классе выпускницы нашего факультета. Мы узнали о таком комплексном художественном средстве развития детей, как пластилиновая анимация. Мне кажется, что мультипликация один из новых инновационных методов, который позволяет вовлечь детей с интеллектуальными нарушениями в образовательный процесс. Ведь ребята понимают, что они могут сделать что-то занимательное, яркое, веселое, у них повышается самооценка, проявляется интерес и мотивация творить. С помощью пластилиновой анимации можно реализовать и коррекционно-развивающую направленность. Мультипликация поможет разнообразить процесс обучения детей, поспособствует развитию навыков коммуникации, социализации, развитию мышления, повысит интерес к учебе.
Корреспондент: Очень интересно! И креативно! Расскажите ещё!
Казаковцева Дарья: Действительно несколько мастер-классов позволили нам узнать, как творчество влияет на развитие ребенка. Мы узнали, что у детей с ограниченными возможностями здоровья особенный взгляд на творчество, через него они познают наш мир, развивают свою фантазию, речь и после проведения таких занятий у ребят улучшается концентрация внимания. Ребенку самому становится интересно, какой результат он получит в конце.
На мастер-классе «Введение в мир сказки» мы познакомились практически с понятием «театрализация», узнали, как в таком виде деятельности могут использоваться различные творческие материалы (пластилин, бумага, краски, карандаши, дерево). Родитель или педагог может как сам создать декорации для сказки, так и использовать уже готовые деревянные фигуры.
Театрализация сказки позволяет психологу значительно улучшить и укрепить отношения между родителями, а взрослые, в свою очередь, становятся более чувствительными к нуждам своего ребенка.
Были мастер-классы и на темы лепки, аппликации, работы с крупой, песком.
Мы поняли главное, что любая творческая деятельность развивает в ребенке пространственные представления, совершенствует мелкую моторику, способствует развитию речи, развивает творческое воображение и вырабатывает у детей с ограниченными возможностями здоровья аккуратность, усидчивость и терпение.
Корреспондент: Ваша практика прошла в онлайн-формате. Многие школы сейчас тоже перешли на дистанционное обучение? Как вы думаете, какие есть преимущества и недостатки у такого образования для детей с ограниченными возможностями здоровья?
Лихачева Алена: На мой взгляд, к плюсам дистанционного образования можно отнести следующее:
- Возможность удаленного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья , которым по состоянию здоровья трудно посещать занятия, например, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
- Экономия времени на дорогу в школу и обратно. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, их адаптация к жизни в обществе.
- Индивидуальный подход к обучению в зависимости от возможностей и интересов конкретного ребенка.
- Использование новых информационно-коммуникационных технологий, в т.ч. интерактивных технологий обучения
- Большой объем полезной теоретической информации и практических навыков, что является свидетельством качества образования.
К проблемам реализации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья можно отнести: высокие материальные затраты семьи на необходимое оборудование и подключение к Интернету; увеличение оплаты за электроэнергию; ухудшение зрения у детей; недостаточный уровень владения ИКТ детьми с ограниченными возможностями здоровья и некоторыми родителями; отсутствие специально разработанных электронных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья .
Белова Дарья: Я могу добавить, что в нынешней ситуации существуют очевидные минусы и в нашей студенческой жизни. Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателями практически исключают индивидуальный подход и эмоциональную окраску передаваемых знаний.
Для дистанционного обучения необходимо наличие целого ряда индивидуально-психологических условий. В первую очередь – жёсткая самодисциплина. Результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности студента. Требуется постоянный доступ к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет. При наличии большой семьи не всегда есть возможность уединения в отдельной комнате для прослушивания лекций, вебинаров и тем более для участия в практических занятиях и выполнении домашних заданий. А на практике, естественно, хотелось непосредственного общения с детьми. И, конечно, мы скучаем без живого общения друг с другом!
Корреспондент: Впереди вас ждет зимняя сессия. Уже волнуетесь? Или вам помогут полученные на практике знания при сдаче зачетов и экзаменов?
Шатрова Ольга: Конечно, помогут, мы получили много новой и полезной информации о детях с различными нарушениями развития, об образовательных программах, о специализированных школах и инклюзии, узнали о системе ранней помощи. Очень полезной стали сведения о работе специального психолога с семьей. Я считаю, что эти знания мы сможем использовать при сдаче зачетов и экзаменов.
Филиппова Софья: Скоро у нас будет экзамен по предмету «Технологии консультативной работы с лицами с ОВЗ». За время практики мы лучше разобрались в организации, структуре, этапах консультации психолога, поняли, на что стоит обращать внимание, как создавать благоприятную обстановку, легко и понятно доносить информацию до родителей.
Корреспондент: А кто вам давал ежедневные задания, проверял и оценивал выполненную домашнюю творческую работу, помогал в оформлении документации?
Студенты: Руководителем нашей практики была профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Лифанова Тамара Михайловна. А курировал и поддерживал наш любимый преподаватель –доцент Нурлыгаянов Ильшат Назифович. За что мы им очень признательны!
Корреспондент: Мне было с вами интересно! Поздравляю всю вашу дружную группу с наступающим Новым Годом! Желаю вам удачной сдачи зачетов и легкой зимней сессии!!! А потом весело отметить 25 января – День студента! И, ура, каникулы!!!!
Студенты 315 группы: И мы поздравляем всех преподавателей кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии и сотрудников Сайта Института детства с наступающим Новым Годом! Желаем всем оптимизма и доброго здоровья! А мы суммируем все цифры наступающего года 2+0+2+1 и постараемся так сдать зимнюю сессию!
Специальный корреспондент