Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Специальный корреспондент о практике группы «Специальная психология»: как это было в Институте детства

Новости МПГУ

У студентов 315 группы дефектологического факультета Института детства завершилась Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (диагностико-консультативная). На протяжении четырех недель группа, обучающаяся по направлению «Специальная психология», пополняла свои знания и получала профессиональные навыки в онлайн-формате.

Интересно, что думают сами третьекурсники по поводу такой необычной практики? Какой опыт они приобрели, что запомнили и чему научились?

По этому поводу со студентами  315 группы решил поговорить специальный корреспондент. Журналист задал будущим психологам несколько вопросов, чтобы узнать их мнение о прошедших неделях. И вот что из этого получилось.

 

Корреспондент: Дорогие студенты, я плохо понимаю, как сочетаются слова «практика» и «дистанционно». Поделитесь впечатлениями, как она проходила? Интересно было или нет?

Филиппова Софья: Наша производственная практика  прошла в необычном формате. Каждый день мы смотрели вебинары и мастер-классы  опытных специалистов Института коррекционной педагогики РАО на различные актуальные темы, посвященные воспитанию, обучению, диагностике  детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша группа узнала много новой информации и конкретных приёмов  коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и о взаимодействии с семьей необычного ребенка.

Шатрова Ольга: Мы выполняли различные творческие задания, самостоятельно разрабатывали рекомендации родителям, создавали памятки и подбирали различные диагностические методики.

 

Корреспондент: Вы слушали различных специалистов: педагогов, психологов. А какая информация может вам пригодиться в практической деятельности, в вашей будущей работе?

Мокроусова Анастасия: Все мастер-классы и вебинары, которые мы посещали в течение месяца, проводили не только ученые, но и практические работники: учителя-дефектологи, психологи, воспитатели, работающие с детьми, имеющими отклонения в развитии. Поэтому встреча с опытными специалистами, хоть и была дистанционной, но оказалась полезной и практически значимой. Думаю, каждый из нас получил огромный опыт по взаимодействию с детьми, родителями и педагогами.

Мирнова Кристина: Мы действительно много работали, подбирая различный  материал для своей дальнейшей практической деятельности. Например, очень полезно было найти, прочитать и отобрать методики для изучения внимания детей разного возраста и имеющих разные психофизические особенности. Полагаю, что в дальнейшей работе  мне  могут пригодиться созданные памятки и составленные  рекомендации родителям по воспитанию и обучению детей с интеллектуальными и сенсорными  нарушениями или  детей с расстройствами аутистического спектра.

 

Корреспондент: А если  вам придётся  взаимодействовать с детьми разных возрастов? Получили ли вы какие-то полезные новые знания для работы с детьми раннего возраста? С дошкольниками?

Белова Дарья:  Да, конечно!  На  онлайн-вебинарах нам предоставили очень много полезной и интересной информации. Например, мы узнали о том, какие существуют  трудности в поведении ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, и как эти трудности преодолевать, получили информацию о психологическом  сопровождении и поддержке ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Что касается детей дошкольного возраста,  то мы  поняли, как правильно организовать общение между взрослым и ребенком в повседневной жизни и в игре. Полезными  были рекомендации  о том,  как решать некоторые конфликты, возникающие между взрослым и ребенком. Кроме того, стоит сказать, что ряд вебинаров был посвящен организации творческой деятельности и различных игр с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Вся  информация, полученная  на данных вебинарах в период практики,  была очень полезной. В дальнейшем мы сможем применить  эти знания  в своей будущей деятельности.

Кривоспицкая Дарья:  А на одном из вебинаров мы узнали об играх с детьми первого года жизни. Полезна была информация и о том, как создавать благоприятную атмосферу общения между родителем и младенцем, как выбрать место для игры и общения, как подобрать необходимые игрушки для малышей.

На меня произвёл сильное впечатление  мастер-класс,  посвященный  психолого-педагогической профилактике сетевых рисков подростков. Мы узнали, что существуют определенные маркеры сетевой опасности, на которые стоит взрослым обращать особое внимание. Необходимо заранее информировать подростка о возможных опасностях, но не с позиции тотального запрета, а путем  предупреждения. Значимому для подростка взрослому нужно обращаться к личному опыту, делиться своими мыслями, рассказывать свои истории. Нужно создать доверительное благоприятное пространство – совместное поле деятельности, в котором будет комфортно и безопасно, атмосферу безусловного принятия и любви, искренне интересоваться жизнью ребенка (реальной и сетевой). Мы сами должны разбираться в этом вопросе, повышать свою сетевую грамотность, быть понимающими, тогда и ребенок откроется нам, будет делиться своими переживаниями, чувствами, будет рассказывать, что он встречал на просторах интернета.

 

Корреспондент: А вы сможете общаться с родителями? Если они попросят у вас  совета, вы будете готовы дать рекомендации, например, как вести себя с ребенком-аутистом?

Лихачева Алена: Во время практики мы участвовали не только в работе вебинаров, но и  выполняли нужные и интересные  творческие задания: самостоятельно разрабатывали рекомендации родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. Нашли в специальной литературе и на просторах интернета  большое количество памяток для родителей по таким темам, как: «Адаптация ребёнка в ДОУ», «Адаптация первоклассника», «Рекомендации психолога по воспитанию гиперактивных детей », «Советы родителям ребёнка младшего школьного возраста( рассмотрены возможные диагнозы)» и многим другим. Учились, как оформить в кабинете уголок психолога. Готовили выступление специального психолога на родительском собрании. Думаю, что мы сможем помочь родителям некоторыми советами.

Казаковцева Дарья: На вебинарах мы обсуждали множество вопросов, которые касались именно помощи родителям и их детям. Как и чем могут помочь различные специалисты? Какие занятия лучше проводить с ребенком для его развития? Как решать конфликтные ситуации с ребенком с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах?  Всё это было нам очень интересно и полезно! Мы посмотрели множество мастер-классов, которые были направлены на роль родителей в коррекции недостатков  ребенка в домашних условиях, что особенно важно в период дистанционного обучения. Немаловажной была  тема «Как правильно задать вопрос специалисту, чтобы получить на него нужный ответ». Думаю, что мы  сможем  помочь родителям стать  наставником и другом  своему ребенку.

 

Корреспондент: Я понял, что темы у вебинаров были совершенно разные. А что нового вы узнали о детях с ограниченными возможностями?

Мокроусова Анастасия:  Думаю, самое главное, что хотелось бы выделить, это примеры из психологической практики  и истории из жизни, которыми делились с нами различные специалисты. Благодаря этому, мы уточнили  для себя ряд особенностей детей различных нозологических групп, поняли стратегии разрешения конфликтных ситуаций.

Мирнова Кристина: Прослушав очень увлекательный вебинар «Психолого-педагогическая профилактика сетевых рисков подростков и юношей с ОВЗ», я поняла, что нужно очень внимательно, с осторожностью использовать интернет в работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья, уделять больше времени информационной безопасности и вопросам  профилактики сетевых рисков.

 

Корреспондент: Я слышал, что для детей с ограниченными возможностями здоровья очень эффективны занятия разными видами творчества. Это действительно так?

Кривоспицкая Дарья: Да, мы и раньше знали об этом, но именно на практике  познакомились с различными интересными продуктивными видами деятельности. Узнали, как можно организовать увлекательные игры для малыша, используя, например,  солёное тесто. Поняли, что обыкновенная крупа является весьма полезным и приятным материалом для занятий с ребенком, имеющим серьезные отклонения в интеллектуальном и сенсомоторном развитии. С помощью круп можно не только играть, но и полноценно рисовать, украшать отдельные детали рисунка, изделия из пластилина, из теста, чтобы они выглядели интереснее, делать объёмные аппликации.

А на одном из мастер-классов мы получили структурированную и важную информацию о том, как подготовиться к драматизации сказки. Это весьма полезный опыт, на мой взгляд. Ведь в работе со сказкой можно  и нужно учитывать особенности ребенка, например, корригировать  неустойчивость его  внимания. Сказка формирует основы поведения, общения, пробуждает  любознательность и воображение, развивает  мышление и речь, помогает понять самого себя, свои желания, потребности и эмоции, а также желания и эмоции других людей. Сказкотерапия является одним из самых предпочтительных и эффективных методов работы с детьми с особенностями развития. Это образность, экспрессивность, живость.

Отмечу, что у нас была и отличная возможность побывать на мастер-классе выпускницы нашего факультета. Мы узнали о таком комплексном художественном средстве развития детей, как пластилиновая анимация. Мне кажется, что мультипликация один из новых инновационных методов, который позволяет вовлечь детей с интеллектуальными нарушениями в образовательный процесс. Ведь ребята понимают, что они могут сделать что-то  занимательное, яркое, веселое, у них повышается самооценка, проявляется интерес и мотивация творить. С помощью пластилиновой анимации можно реализовать и коррекционно-развивающую направленность. Мультипликация поможет разнообразить процесс обучения детей, поспособствует развитию навыков коммуникации, социализации, развитию мышления, повысит интерес к учебе.

 

Корреспондент: Очень интересно!  И креативно! Расскажите ещё!

Казаковцева Дарья: Действительно  несколько мастер-классов позволили нам узнать, как творчество влияет на развитие ребенка. Мы узнали, что у детей с ограниченными возможностями здоровья особенный взгляд на творчество, через него они познают наш мир, развивают свою фантазию, речь и после проведения таких занятий у ребят улучшается концентрация внимания. Ребенку самому становится интересно, какой результат он получит в конце.

На мастер-классе  «Введение в мир сказки» мы познакомились практически  с  понятием «театрализация», узнали, как в таком виде деятельности могут использоваться различные творческие материалы (пластилин, бумага, краски, карандаши, дерево). Родитель или педагог может как сам создать декорации для сказки, так и использовать уже готовые деревянные фигуры.

Театрализация сказки позволяет психологу значительно улучшить и укрепить отношения между родителями, а взрослые, в свою очередь, становятся более чувствительными к нуждам своего ребенка.

Были мастер-классы и на темы лепки, аппликации, работы с крупой, песком. 

Мы поняли  главное, что любая творческая деятельность развивает в ребенке пространственные представления, совершенствует мелкую моторику, способствует развитию речи, развивает творческое воображение и вырабатывает у детей с ограниченными возможностями здоровья аккуратность, усидчивость и терпение.

 

Корреспондент: Ваша практика прошла в онлайн-формате. Многие школы сейчас тоже перешли на дистанционное обучение? Как вы думаете, какие есть преимущества и недостатки у такого образования для детей с ограниченными возможностями здоровья?

Лихачева Алена: На мой взгляд, к плюсам дистанционного образования можно отнести следующее:

  • Возможность удаленного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья , которым по состоянию здоровья трудно посещать занятия, например, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  • Экономия времени на дорогу в школу и обратно. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, их адаптация к жизни в обществе.
  • Индивидуальный подход к обучению в зависимости от возможностей и интересов конкретного ребенка.
  • Использование новых информационно-коммуникационных технологий, в т.ч. интерактивных технологий обучения
  • Большой объем полезной теоретической информации и практических навыков, что является свидетельством качества образования.

 К проблемам реализации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья можно отнести: высокие материальные затраты семьи на необходимое оборудование и подключение к Интернету; увеличение оплаты за электроэнергию; ухудшение зрения у детей; недостаточный уровень владения ИКТ детьми с ограниченными возможностями здоровья и некоторыми родителями; отсутствие специально разработанных  электронных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья .

Белова Дарья:  Я могу добавить, что в нынешней ситуации существуют  очевидные минусы и в нашей студенческой жизни. Отсутствие очного общения между обучающимися и  преподавателями практически исключают индивидуальный подход и эмоциональную окраску передаваемых  знаний.

Для дистанционного обучения необходимо наличие целого ряда индивидуально-психологических условий. В первую очередь – жёсткая самодисциплина. Результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности студента. Требуется  постоянный доступ  к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет. При наличии большой семьи не всегда есть возможность уединения в отдельной комнате для прослушивания лекций, вебинаров и тем более для участия в практических занятиях и выполнении домашних заданий. А на практике, естественно, хотелось непосредственного общения с детьми. И, конечно, мы скучаем без живого общения друг с другом!

 

Корреспондент: Впереди вас ждет зимняя сессия. Уже волнуетесь? Или вам помогут  полученные на практике знания при сдаче зачетов и экзаменов?

Шатрова Ольга: Конечно, помогут, мы получили много новой и полезной информации о детях с различными нарушениями развития, об образовательных программах, о специализированных школах и инклюзии, узнали о системе ранней помощи. Очень полезной стали сведения о работе специального психолога с семьей. Я считаю, что эти знания мы сможем использовать при сдаче зачетов  и экзаменов.

Филиппова Софья: Скоро у нас будет экзамен по предмету «Технологии консультативной работы с лицами с ОВЗ». За время практики мы лучше разобрались в организации, структуре,  этапах консультации психолога, поняли, на что стоит обращать внимание, как создавать благоприятную обстановку, легко и понятно доносить информацию до родителей.

Корреспондент: А кто вам давал ежедневные задания, проверял и оценивал выполненную домашнюю творческую работу, помогал в оформлении документации?

Студенты:   Руководителем нашей практики была профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Лифанова Тамара Михайловна. А курировал и поддерживал наш любимый преподаватель –доцент  Нурлыгаянов Ильшат Назифович. За что мы им очень признательны!

 

Корреспондент: Мне было с вами  интересно! Поздравляю всю вашу дружную группу  с наступающим Новым Годом! Желаю вам удачной сдачи зачетов и легкой зимней  сессии!!! А потом весело отметить 25 января – День студента! И, ура, каникулы!!!!

Студенты 315 группы: И мы поздравляем всех преподавателей кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии  и сотрудников Сайта Института детства с наступающим Новым Годом! Желаем всем оптимизма и доброго здоровья! А мы суммируем все цифры наступающего года 2+0+2+1 и постараемся так сдать зимнюю сессию!

  

                                                                            Специальный корреспондент

 

16 / 12 / 2020

Показать обсуждение