Историк Черемухин: староверы живут скученно и объединяются возле одного прихода
Не все представители диких племен носят набедренные повязки и живут в шалашах. Есть изолированные общины, члены которых не признают электричество, но пользуются телегой и носят одежду из магазина. Другие не отвергают благ цивилизации, но продолжают носить национальные наряды и говорить на собственном наречии. Есть даже те, кто уже несколько сотен лет говорит на старославянском языке, живя при этом… в Бразилии. Подробнее об этом рассказали в программе “Тайны Чапман” с Анной Чапман на РЕН ТВ.
Кто такие амиши и как они оказались в Америке
Амиши – люди, добровольно отказавшиеся от благ цивилизации. В начале XVIII века они эмигрировали в США. Большая часть общины сейчас живет в Пенсильвании, однако амишей можно встретить и в других штатах, а также за пределами страны, например, в Канаде.
“Амиши – это не просто община, это община, вышедшая из немецких земель. И вместе с тем амиши не проживают практически на территории Германии, они как правило живут на территории Соединенных Штатов Америки. Уникальное явление в этом смысле”, – отметил кандидат исторических наук Вячеслав Черемухин.
Название общины происходит от имени Якоба Аммана – швейцарского анабаптиста, известного тем, что он яростно выступал за буквальное толкование Библии. Его идеи стали так популярны, что вызвали церковный раскол. Последователи Аммана, которые ушли с ним, получили название амиши.
Традиции общины отличны от других христианских церквей. Так, амиши крестятся уже взрослыми, чаще всего в период с 18 до 22 лет, и делают этот выбор осознанно.
“Амиши отрицают все блага цивилизации. Они не водят автомобили, стараются не передвигаться на моторизированных видах транспорта. Примерный их быт остался на уровне XVIII века, когда эта колония и была основана в Америке”, – рассказал путешественник Дмитрий Арутюнов.
Дети амишей учатся в маленьких школах, где редко бывает больше одного класса. По окончании начального образования ребенок знакомится с профессиональным мастерством: чаще всего это простые работы, связанные с земледелием или ремеслами.
Поскольку община живет натуральным хозяйством, амиши редко прибегают к помощи со стороны. Исключение разве что обращение к врачу в случае серьезной болезни.
“У амишей есть проблемы, связанные с генетическим вырождением, потому что они, как правило, заключают браки только с представителями своей колонии”, – уточнил эксперт.
Русская деревня на чужбине: кто в Бразилии говорит на старославянском
Трудолюбивые, мирные, ответственные люди
В другой закрытой религиозной общине привычная одежда – рубахи и сарафаны, мужчины также носят длинные бороды. Повсюду слышна старорусская речь, а самые популярные имена – Ефросинья, Марфа и Кузьма. Казалось бы, дело происходит где-то в далекой российской глубинке, на самом деле кадры, показанные в программе, сняты… в Бразилии.
“Староверы, как правило, живут достаточно скученно, они объединяются вокруг одного прихода, где продолжаются традиции старообрядчества, особенно старообрядчества классического, беспоповского, которое возникло в XVII веке. Ну и, конечно же, эти старообрядцы сегодня себя позиционируют как отдельные общины, но при этом русских людей”, – подчеркнул кандидат исторических наук Вячеслав Черемухин.
В отличие от амишей, бразильские староверы не видят ничего плохого в том, чтобы пользоваться современными приборами, помогающими в быту. А вот телевизор и прочие развлечения тут под запретом.
Дети в общине говорят не только на церковнославянском, но и на португальском языке. Но как вообще получилось, что староверы оказались в Бразилии?
Из России через Китай – в Южную Америку: трудный путь русских старообрядцев
“XX век привел к тому, что пошли массовые переселения людей. В Российской империи преследовали старообрядцев, и старообрядцы или староверы уходили на территорию других государств. В том числе уходили они и на территорию Китая. А когда советская власть победила в бывшей уже Российской империи, на территорию Китая, в Маньчжурию, стали переселяться старообрядцы в очень больших количествах, создав несколько довольно больших поселений, несколько сел”, – сообщил старший преподаватель Института истории и политики МПГУ Юрий Московский.
В Харбине и Шанхае открылись центры русской эмиграции, при них были свои школы, издавались газеты, велась активная общественная жизнь. Казалось, что все идет своим чередом.
“И, собственно говоря, поселения староверов, старообрядцев, русских людей на территории Китая вполне себе прижились, развивались, благо, климат позволял. Но тут к власти пришел Мао Цзэдун и китайская коммунистическая партия”, – напомнил эксперт.
Переселение из Китая заняло более десяти лет. За это время примерно полторы тысячи старообрядцев перебрались на территорию Южной Америки. Большая часть поселенцев отправилась именно в Бразилию – эта страна одной из первых подтвердила визы и оказала помощь в устройстве на новом месте.
Странные традиции древних племен
Парик из волос всех женщин рода
Тем временем в самом Китае осталось немало местных племен, на чью культуру почти не влияют внешние изменения. Они продолжают жить традиционным укладом – так, как делали предки. Например, женщины в племени Мяо по сей день носят на голове странные украшения.
“Они носят большие головные уборы, в которых переплетены волосы их родственников, и даже далеких предков”, – сообщил кандидат исторических наук Вячеслав Черемухин.
С детства каждая женщина собирает свои волосы и плетет из них косички, вплетая в свой родовой парик. В нем хранятся волосы множества поколений женщин семьи. Это украшение принято надевать по праздникам вместе с национальным костюмом.
Браки между братьями и сестрами
Велика роль женщин и у еще одного древнего народа – эти люди живут в долине реки Инд возле Кашмира и проповедуют ценности, которые нам кажутся как минимум… необычными.
“У ладакхов были приняты крайне близкие родственные отношения, в частности, были браки между братьями и сестрами, что тоже является очень серьезным отступлением от классических моральных норм. Одной из причин, почему так происходит, считается, что таким образом ладакхи пытаются сохранить исключительно свое собственное происхождение и свою народность”, – рассказал Вячеслав Черемухин.
Многомужие
Но наиболее частая форма семейной жизни здесь все же многомужие¸ причем весьма специфическое. Научное название такого типа семейной жизни – братская полиандрия. Это когда в семье женится только старший брат, а его жена становится супругой сразу всем младшим братьям.
“Считается нормальным иметь одного официального мужа, обычно это старший брат, а младшие братья также являются мужьями, но уже неофициальными. От одной женщины каждый из этих братьев имеет по ребенку, поэтому, как здесь считается, чужих детей не бывает”, – отметил географ Иван Курбаков.
Эта система нужна для того, чтобы избежать дробления земельных участков между братьями, поскольку они не разъезжаются, а продолжают жить вместе, питаясь урожаем с одного большого земельного надела.
Дело в том, что ладакхи в основном занимаются земледелием и лишиться земли для них все равно, что остаться без пропитания.
Ловля рыбу с помощью бакланов
Им бы поучиться смекалке у соседей из Китая – там по сей день живут племена, которые в основном питаются рыбой, которую поймали с помощью птиц. Бакланов специально обучают этому навыку.
“Бакланы среди этого семейства давным-давно считаются прирученными птицами, и поэтому они легко вписаны в местную структуру”, – пояснил кандидат исторических наук Вячеслав Черемухин.
Во времена всеобщей глобализации интерес к малым народам, которые сохранили свой культурный код, сильно возрос. Это связано с тем, что люди интуитивно понимают: несмотря на общечеловеческую близость, у них не может быть единой культуры или традиций.
Поиск идентичности ведет человека к истокам. У наших “диких предков” можно многому поучиться. Например, гармонии с природой, философскому отношению к материальным ценностям или чуткому отношению к самому себе.
“Далеко не все племена наотрез отказываются от благ цивилизации. Например, в племени масаи есть ноутбуки и мобильные телефоны, которые они заряжают от автомобильного аккумулятора. А традиционный образ жизни представители племени ведут в основном потому, что это привлекает туристов и позволяет легко зарабатывать”, – подчеркнула ведущая программы Анна Чапман.
https://ren.tv/project/tainy-chapman/video-chapter/1376701-staroslavianskii-iazyk-v-dzhungliakh-amazonki-russkie-starovery-vyzhili-v-brazilii








