27 мая 2024 г. состоялась защита проектных исследований старшеклассников московских школ, которые участвовали в программах дополнительного образования под руководством д.психол.н., профессора кафедры психологической антропологии Института детства Лидии Бернгардовны Шнейдер.
Ученики общеобразовательных организаций № 1206, № 1238, № 1368 с кураторами и педагогами представили результаты своих научных работ, выполненных в ходе изучения методологии психолого-педагогических исследований в Институте детства. Ребята продемонстрировали широкий диапазон заинтересовавшей их проблематики: от осмысления феномена молодежной субкультуры до особенностей современного «детства с гаджетами».
В процессе обсуждения каждой работы Лидия Бернгардовна подчеркивала ценность и важность использования доказательных методов в психолого-педагогических исследованиях, корректность обоснования выводов, сквозную логику построения научного текста. Внимание также обращалось на качество источниковедческой базы: ссылки на какую литературу считаются достоверными и целесообразно ли в ходе работы опираться на научно-популярные издания.
Какие психологические феномены лежат в основе массового сознания? Как можно изучать «поведение толпы»? В чем особенность подростковой агрессии и как ей можно управлять? – эти и ряд других вопросов вызвали наибольший интерес и вовлеченность участников обсуждения. Старшеклассники вместе со своими учителями и преподавателями кафедры психологической антропологии Еленой Владимировной Жуковой и Еленой Борисовной Колосовой анализировали потенциальные направления дальнейших исследований, возможный ход развития каждой из представленных на защите тем. Наиболее значимые исследовательские проекты будут представлены экспертам ежегодной межвузовской конференции кафедры психологической антропологии «От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития».
Вовлечение учеников разного возраста в мир научного поиска, помощь в становлении исследовательской культуры, расширение круга тем – одно из ведущих направлений деятельности кафедры психологической антропологии.
Благодарим администрацию и педагогические коллективы школ-участниц проекта «Психолого-педагогический класс в московской школе» и «Новый педагогический класс в московской школе»: организация образовательно-просветительских мероприятий, проектно-исследовательские каникулы, организация и руководство проектной и исследовательской деятельностью для обучающихся» за содержательный вклад в очередной этап его реализации.