27 мая 2024 г. состоялась защита проектных исследований старшеклассников московских школ, которые участвовали в программах дополнительного образования под руководством д.психол.н., профессора кафедры психологической антропологии Института детства Лидии Бернгардовны Шнейдер.
Ученики общеобразовательных организаций № 1206, № 1238, № 1368 с кураторами и педагогами представили результаты своих научных работ, выполненных в ходе изучения методологии психолого-педагогических исследований в Институте детства. Ребята продемонстрировали широкий диапазон заинтересовавшей их проблематики: от осмысления феномена молодежной субкультуры до особенностей современного «детства с гаджетами».
В процессе обсуждения каждой работы Лидия Бернгардовна подчеркивала ценность и важность использования доказательных методов в психолого-педагогических исследованиях, корректность обоснования выводов, сквозную логику построения научного текста. Внимание также обращалось на качество источниковедческой базы: ссылки на какую литературу считаются достоверными и целесообразно ли в ходе работы опираться на научно-популярные издания.
Какие психологические феномены лежат в основе массового сознания? Как можно изучать «поведение толпы»? В чем особенность подростковой агрессии и как ей можно управлять? – эти и ряд других вопросов вызвали наибольший интерес и вовлеченность участников обсуждения. Старшеклассники вместе со своими учителями и преподавателями кафедры психологической антропологии Еленой Владимировной Жуковой и Еленой Борисовной Колосовой анализировали потенциальные направления дальнейших исследований, возможный ход развития каждой из представленных на защите тем.
Вовлечение учеников разного возраста в мир научного поиска, помощь в становлении исследовательской культуры, расширение круга тем – одно из ведущих направлений деятельности кафедры психологической антропологии.
Благодарим администрацию и педагогические коллективы школ-участниц проекта «Психолого-педагогический класс в московской школе» и «Новый педагогический класс в московской школе»: организация образовательно-просветительских мероприятий, проектно-исследовательские каникулы, организация и руководство проектной и исследовательской деятельностью для обучающихся» за содержательный вклад в очередной этап его реализации.