21 мая 2021 года, в Международный день культурного разнообразия во имя диалога и развития, для руководителей и педагогов образовательных организаций Москвы, других регионов РФ и сопредельных стран прошел мастер-класс, основной задачей которого было представление методической помощи школам в деятельности по тематике культурного многообразия. Мастер-класс прошел в рамках Дней славянской письменности и культуры и дал старт городскому культурно-просветительскому проекту «Дни славянской культуры в столичном образовании». Провела мастер-класс директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества, доцент кафедры ЮНЕСКО Института социально-гуманитарного образования МПГУ, д.филол.н. Марина Александровна Кривенькая.
Участниками мастер-класса стали московские школы и колледжи, школы международного профиля и Ассоциированные школы ЮНЕСКО – слушатели интерактивного лектория по тематике знаменательных дней в международном календаре ЮНЕСКО, школы-участники проекта «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России» и все желающие.
Мастер-класс состоял из трех блоков. В первом блоке ведущая познакомила аудиторию с историей возникновения этого международного праздника, со значением, которое придается поддержке культурного разнообразия для задач устойчивого развития, с международными конвенциями, в которых закреплены соответствующие принципы. Также были представлены основные хэштеги Дня культурного разнообразия-2021, которые связаны с преодолением кризиса в культурной сфере, возникшего из-за пандемии. Публикации и мероприятия, подготовленные к этому дню в ЮНЕСКО, ориентируют не только на восстановление культурной индустрии, но и на то, чтобы стало «лучше, чем было».
Во втором блоке ведущая выделила то, на что следует обратить внимание и чего следует избегать при работе с обучающимися по теме культурного разнообразия. Она напомнила, что помимо «педагогики праздника» работа эта должна носить повседневный и поступательный характер, с учетом индивидуальных особенностей детей разной этнической принадлежности, с вниманием к семьям и др. Почему необходимо внимательно относиться к любым инициативам, в которых в центре оказывается этническая принадлежность школьников, пояснила этнолог, ведущий сотрудник Факультета регионоведения и этнокультурного образования МПГУ, к.и.н. Елена Олеговна Хабенская. Затем ведущая обратилась к опыту школ разных регионов, который анализируется на Кафедре ЮНЕСКО «Международное образование и интеграция мигрантов» и является примером позитивных практик по работе в сфере поликультурного образования.
Третий блок включил представление опыта школ в работе по приобщению детей к историко-культурному наследию народов в контексте Дней славянской письменности и культуры. В частности, была представлена работа школьного Мобильного музея народного костюма МБОУ СОШ №58 города Пензы. Руководитель музея, учитель географии пензенской школы Лариса Александровна Еремина рассказала о том, как происходит знакомство школьников с историей национального костюма, обережными вышивками, без которых невозможен костюм, как школьники сами шьют, реконструируют и популяризируют мастерство, выезжая с выставками, мастер-классами, представляя свое творчество на ярмарках, участвуя в конкурсах. Отрадно, что такая важная работа в пространстве многонационального региона находит понимание со стороны профессионалов: изделия пензенских школьников стали лауреатом регионального конкурса «Сто лучших товаров России».
Подводя итоги встречи, М.А. Кривенькая пригласила образовательные организации к участию в городском проекте «Дни славянской культуры в столичном образовании», став в сентябре-ноябре 2021 года базовыми площадками по проведению просветительских занятий для школьников, обучающихся колледжей, а также педагогов и классных руководителей.
М.А. Кривенькая