1 октября 2025 г. – в школе № 548 «Царицыно» дан старт проекту по апробации авторской методики обучения скетчингу, ориентированной на студентов 2-го курса БВО и 1-го курса СпВО Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ. Пилотной площадкой выступила школа № 548 «Царицыно», которая имеет давние партнерские отношения с факультетом.
Проект реализуется под научным руководством и сопровождением кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева ХГФ ИИИ МПГУ, являющейся ведущим центром фундаментальных и прикладных научных исследований в области художественной педагогики.
Именно здесь разрабатываются современные подходы к обучению будущих педагогов-художников, а также ведётся системная работа по обновлению содержания и форм художественно-педагогической подготовки.
С методологической точки зрения, апробируемая методика базируется на принципе диагностики через практику и построении индивидуальных образовательных траекторий. Это позволяет сместить акцент с унифицированного подхода на выявление и развитие персональных художественных склонностей каждого студента.
Первое занятие было выстроено в соответствии с заявленными методологическими принципами и состояло из двух ключевых блоков:
- Круглый стол, в рамках которого состоялось проблемное обсуждение современных методов и образовательных технологий в области скетчинга.
- Диагностический практический срез. Студентам было предложено выполнить серию графических заданий и набросков с натуры. Важным условием была демонстрация не академических навыков, а живого, непосредственного рисунка.
Руководитель практической подготовки студентов от ХГФ ИИИ МПГУ, заведующий кафедрой методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева, кандидат педагогических наук, доцент РАО Руднев Иван Юрьевич подчеркнул методологическую новизну подхода:
«Мы сознательно начали с «чистого листа», чтобы зафиксировать исходный уровень спонтанного, не скорректированного академическими нормативами творческого выражения. Это позволяет нам оценить, как студенты чувствуют форму, работают с линией и композицией, насколько смелы в самовыражении. Методика строится на принципе «диагностики через практику», когда первое же задание становится точкой отсчета для выстраивания персональной траектории развития. Таким образом, мы формируем не просто исполнителя, а самостоятельного автора, способного к нестандартному мышлению и визуальной рефлексии».
О перспективах инновационного проекта рассказал руководитель художественного направления школы № 548 «Царицыно», заслуженный учитель РФ Соколов Геннадий Владимирович:
«Современная методика скетчинга — это синтез классической школы наброска и цифровых технологий. Мы учим студентов не только работать с традиционными материалами, но и мыслить категориями ракурса, кадра и компрессии визуальной информации, что крайне востребовано в сегодняшней медиасреде. Скетчинг становится мостом между академическим рисунком и прикладными задачами, которые стоят перед педагогом: создать быструю и понятную иллюстрацию, объяснить сложную форму, разработать эскиз для проекта. Таким образом, мы готовим не просто рисовальщиков, а визуальных коммуникаторов, способных гибко применять свой навык в любой педагогической ситуации. В ближайших планах — качественный анализ выполненных работ и формирование учебных групп с учетом выявленных особенностей. На последующих занятиях студенты начнут осваивать конкретные техники скетчинга, которые позволят им создавать выразительные рисунки в сжатые сроки. В данном контексте техника рассматривается не как набор ограничений, а как осознанно выбираемый инструмент для реализации творческих замыслов, что является ключевым навыком для современного художника-педагога».
В рамках проекта также запланированы круглые столы, мастер-классы, встречи с профессиональными художниками, выставки и практика в формате демонстрационного экзамена.
Апробируемая методика выходит за рамки простого обучения технике быстрого рисунка. Ее ядро составляет формирование скетч-мышления — особого способа визуального познания и коммуникации, при котором рисунок становится инструментом анализа, фиксации идеи и диалога с натурой.
Таким образом, данный совместный проект знаменует собой новый этап в интеграции академического университетского образования и инновационных школьных практик. Уникальная методика, проходящая апробацию, в перспективе может лечь в основу новых образовательных программ как для системы высшего педагогического образования, так и для профильного обучения в старшей школе.