Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Стартовала серия ознакомительных консультаций со школами в рамках президентского гранта, посвященного адаптации детей с миграционной историей в школах России

Новости МПГУ

Проект «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России», поддержанный грантом Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 22-1-015816 от 22.02.2022 г. с Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества, осуществляется АНО «Центр содействия межнациональному образованию «ЭТНОСФЕРА» и Московским педагогическим государственным университетом в лице кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» Института социально-гуманитарного образования.

Первая онлайн-консультация 1 апреля 2022 г. была организована для администрации МОУ «СОШ № 2» г.о. Стрежевой Томской области. Во встрече приняли участие директор школы Ольга Владимировна Жигалина и заместитель директора по УВР Екатерина Игнатьевна Черкасова, а также Елена Омельченко, генеральный директор Центра «Этносфера», декан факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ; Анна Шевцова, научный руководитель проекта, профессор кафедры культурологии ИСГО МПГУ; Татьяна Криворучко, главный методист проекта, ведущий специалист факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ и Марина Дорохова, специалист кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» ИСГО МПГУ. Участники консультации обсудили задачи и ключевые направления проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей с миграционной историей в образовательных организациях России» в 2022 году, этнокультурный состав школы, организацию работы по языковой и социально-психологической адаптации учащихся с миграцией в истории семьи, работу с родителями.

Несмотря на то, что школа № 2 занимается вопросами адаптации детей из семей мигрантов средствами образования не так давно – два учебных года, педагоги школы в ежедневной работе уже значительно обогатили методическую копилку, в том числе за счет повышения квалификации на специальных курсах в Томске. В школе учатся ребята-инофоны из Армении, Грузии, Азербайджана, Кыргызстана. Есть сложности с языком обучения и у некоторых учеников из регионов России – Северной Осетии, Чеченской Республики, Дагестана, Татарстана, Башкортостана. У детей-инофонов разный статус – есть и граждане РФ, и иностранные граждане с видом на жительство. Неодинаков и уровень владения языком: так, в прошлом учебном году в школу в 10 класс поступили две девушки, почти не владеющие русским языком. Но все же основные сложности испытывают педагоги начальной школы, именно поэтому в рамках дополнительного образования во второй половине дня для двенадцати учащихся, слабо владеющих русским языком, были организованы интенсивные ежедневные дополнительные занятия. В новом учебном году к этой группе «начального звена» добавилось среднее звено для учеников 5–9 классов. Педагоги работают по учебникам по русскому языку для общеобразовательных школ, самостоятельно пишут учебные программы, подбирают упражнения и тексты, стараясь заинтересовать своих подопечных. Особых проблем ни с детьми, ни с родителями не возникает – даже те родители, которые сами слабо владеют русским языком и почти не участвуют в школьной жизни, одобряют желание учителей помочь их детям как можно скорее адаптироваться к учебному процессу. Педагоги представляют свой опыт работы с детьми-инофонами на городских семинарах, областных и всероссийских педагогических конференциях, публикуются.

В ходе консультации была достигнута договоренность о проведении диагностики учащихся-инофонов по всем видам речевой деятельности и ознакомлении педагогического коллектива школы с апробированными учебниками и учебно-методическими комплексами по РКИ, предлагаемыми Центром «Этносфера» и МПГУ.

02 / 04 / 2022

Показать обсуждение