В рамках I Международного научно-практического семинара “Инклюзивное образование как глобальная цель развития” 20 студентов и четыре преподавателя кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства посетили Университет Пассау и Институт вальдорфского образования, интеграции и межкультурности учебного центра г. Мангейма университета Алануса (Германия).
3 июня в университете Пассау состоялось торжественное открытие семинара. С приветственным словом к участникам семинара обратились представители администрации университета, которые отметили большую практическую значимость данного мероприятия. Студенты и преподаватели кафедры посетили школу “Ilztalschule”, где увидели образовательную модель, направленную на развитие самостоятельности у детей. Такая фаза образовательного процесса называется “Freiarbeit” (FA) и позволяет учителю уделять больше времени тем, кто нуждается в помощи в большей степени. В рамках культурной программы члены делегации из России посетили замок Veste Oberhaus, откуда открывается панорамный вид на город и обзор на слияние трех рек: Дунай, Инн и Ильц, а также посетили ресторан, в котором попробовали национальную немецкую кухню.
4 июня в ходе обсуждения вопросов многоязычия, культуры и инклюзии участники семинара познакомились с системой педагогических приемов “Scaffolding” и методикой “Das Sprachenmännchen”, которые применяются в школе при работе с многоязычными детьми. Далее состоялась экскурсия по старому городу, в ходе которой члены делегации из России посетили Собор Святого Стефана, где находится самый большой в Европе орган, и другие достопримечательности города. Культурно-образовательная программа в Пассау завершилась праздником с элементами национальной культуры.
5 июня в Институте вальдорфского образования, интеграции и межкультурности учебного центра г. Мангейма университета Алануса (Германия) с приветственным словом к участникам семинара обратился доктор Томас Машке, который обозначил основные направления работы.
6 июня участники семинара посетили Свободную межкультурную вальдорфскую школу Мангейма, где познакомились с особенностями среды, узнали о значении цвета в психическом развитии детей, а также посетили учебные занятия в различных классах. Кроме того, участники семинара посетили экскурсию по школе, а затем в ходе круглого обсудили различные вопросы, связанные с организацией образовательного процесса. В рамках культурной программы студенты и преподаватели кафедры посетили сценическую постановку на латинском языке с немецкими титрами Claudio Monteverdi: Marienvesper в Национальном театре Магейма.
7 июня в Парсифаль-центре в Карлсруе учителя провели открытые уроки для студентов и преподавателей кафедры. Система занятий вызвала особый интерес у членов делегации из России, так как она отличается рядом особенностей, не характерных для российской системы образования. По окончании практики в Карлсруе участники семинара обсудили полученный опыт, обменялись мнениями и провели рефлексию.
8 июня прошла торжественная церемония закрытия семинара. Студенты и преподаватели кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства получили сертификаты, а также посетили мастер-класс по вальдорфскому рисованию и праздничный ужин.
Работа I Международного научно-практического семинара “Инклюзивное образование как глобальная цель развития” завершилась подведением итогов и определением перспектив дальнейшего сотрудничества между МПГУ и Институтом вальдорфского образования, интеграции и межкультурности учебного центра Мангейма университета Алануса.