Есть профессии, требующие не только профессионального образования, но и связанные с определенным отношением к жизни, ее смыслам и ценностям, требующим не только включенности в жизненные процессы, но и желания целостного осмысления происходящего.
Сегодня такой подход редко встречается среди молодежи – другие условия формирования. Особенно это видно на примере употребляемого языка молодыми людьми.
Сегодня в транспорте был такой обыденный пример из нашей жизни. Два молодых человека, по виду студенты начальных курсов какого-то института, очень увлеченно обсуждали в транспорте особенности программ, работы с ними и прочие попутные «тонкости». Они часто употребляли в своем увлеченном обсуждении матерные слова. Причем было видно, что юноши, можно сказать, «интеллигентные», а слова, которые они употребляют, они просто не замечают и не контролируют в своей речи.
О чем это говорит? В данном случае речь идёт не столько о недостатках культуры, сколько о неразвитых формах мышления. Речь идет именно не о знании, а о мышлении. И мышление у этих ребят находится в очень неразвитых формах, хотя знать они могут много, но быть при этом, оставаться людьми с очень неразвитым мышлением и примитивной нравственностью.
Вот для студентов-историков эта тема очень актуальна, они должны не только запомнить, порассуждать, овладеть навыками и компетенциями, но и существенно продвинуться в развитии своего мышления. Ведь именно мышление – это тот «аппарат», который нам дан для анализа истории, исторических процессов. И развитие мышления может существенно отличаться у разных людей – как пишущая машинка от современного гаджета. Для историка важно видеть происходящее вокруг, в том числе как бы стороны, целиком, как целое. И один из первых этапов такого умения видеть «со стороны» – это как раз начинать «видеть» свою речь, сознательно контролировать свое мышление через устную речь, когда слова «просто так» не произносятся.
А ещё раньше, в детстве, такие люди начинают в силу разных причин задумываться о происходящем, вопрошать (есть и такое слово, но и само явление тоже существует).
Есть такой рассказ-предание (притча) про маленького Гегеля, известного в будущем немецкого философа, чьи исследования стали одним из источников марксизма (это разъясняю для наших студентов).
Маленький Гегель играл с другим мальчиком. Мальчик взял камень и запустил его в голову Гегелю.
– Зачем ты это сделал? – спросил маленький Гегель.
– А чтобы было веселее! – ответил мальчик.
– И тебе стало веселее? – спросил маленький Гегель и надолго задумался.
Философы и историки как раз и получаются из таких маленьких мальчиков, которые пытаются понять, что и почему происходит вокруг них и зачем сами они.
А следующую историю можно было бы начать в формате наших рэперов со слов:
Если ты,
чувак,
не Гегель …
Это уже история про меня.
Когда я тоже был маленьким и после 3-го класса летом отправился в детский летний лагерь на Волжской луке, то оказался в очень красивом месте, где река Волга делает поворот в створе между гор.
В этом месте росли огромные дубы, ели. А ещё здесь часто встречались интересовавшие тогда меня жуки-олени и жуки-носороги.
И вот одна девочка-блондинка из моего отряда заинтересовалась мной. Так бывает в детских отрядах. И вот каждый день во время завтрака она разбивала вареное яйцо мне об голову. Нельзя сказать, что это очень больно, но необычно в отношениях людей. Пусть даже и маленьких.
Когда приехали в один из выходных ко мне родители, то я конечно же у них спросил:
– А почему девочка так поступает?
– Так ты ей просто нравишься! – ответили мне.
– А зачем же тогда бить яйца об голову? – снова спросил я и надолго задумался.
Вот так в жизни и происходит, что одни бросают другим камни в голову, бьют об их головы яйца или просто бьют палками – и всё это для того, чтобы стало веселее, или просто подружиться, или френдиться, как говорят наши юные друзья.
Но есть и те, кого такая позиция, такое отношение заставляет задуматься о людях, смысле их жизни, главном в жизни, о причинах действий людей, памяти и смысле. В общем, те, кто не бросил камень другому в голову, а задумался, они идут в философы, историки… Ну, в крайнем случае, в математики. А что делать?
Вот и у вас повод задуматься кто вы – те, кто камни бросает в голову, или те, кто думает о поступках, людях и о том, что такое хорошо и что такое плохо – и только потом действует.