Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Стена директора ИИиП МПГУ: «Изменяется ли человек во времени? – Про коммунизм и любовь»

Стена директора Института истории и политики

В последнее время все чаще и очень авторитетными экспертами в самых разных местах, аудиториях и по разному поводу утверждается: Да что вы! Человек не изменяется! Какой он был, таким всегда и остается! Ничего в нем не меняется и не изменится!

Обычно вместе с такими утверждениями приводится в качестве примера опыт СССР, советской истории. Эти эксперты считают, что опыт СССР доказал и показал – человека нельзя изменить, его нельзя сделать лучше. Человек всегда был плох, плохим остается, как бы утверждают эти владетели человеческим настроением и отношением. И СССР это только подтвердил, считают они. Короче, эти люди перечеркивают и «как закалялась сталь», и «педагогическую поэму» сразу. Так ли это?! Но этим же, без артикулирования, отрицается ведь и христианство, его смысл. Правда? Если человек неизменен, то при чем здесь тогда Христос, зачем он? Об этом не говорят, но такое мировоззрение утверждают практически и мировоззренчески, перечеркивая не только Воскресение, но и Рождество. – Мир постхристианства, постправды и постчеловека.

Ещё очень часто вспоминают про гены. Но про «гены» – это отдельная интересная тема. Она могла бы стать основанием даже для одного из исследований наших студентов про изменение базовых мифов в различных обществах и на различных этапах истории. Кажется, что непрерывное употребление причинности «генов» как обоснования различных изменений или их отсутствия их в мире – это распространение, казалось бы, научных знаний в нашем мире. Но в том-то и дело, что к науке этот генный тренд не имеет никакого отношения. Так не говорили даже в советское время, когда наука была гораздо ближе к людям, чем сегодня, а у религии было очень незначительное место в обществе. А сегодня «гены» стали объяснять почти всё и обо всём.

Интересно, что в каждом обществе есть бессмысленное слово (набор слов), объясняющее и легитимизирующее всё, что угодно, – «последняя причина». Так бывает не только в обществе, в обыденном сознании, а даже в науке, например, в археологии, когда неизвестность предназначения тех или иных найденных предметов культуры прошлых эпох и цивилизаций относит их к ритуальной сфере. Заменяется понимание пустотой как бы объяснения. В советское время таким словом, например, было слово «социалистический». На Западе – это слово «демократический» – оно до сих пор объясняет мир и многое, не ставшее от употребления этого слова менее бессмысленным, чем раньше. У нас сегодня одно из таких слов, покрывающее большую часть реальности, – это «гены». На этом же уровне есть ещё такое же пустое, но сразу всё оправдывающее слово как «права человека» и ещё ряд таких же слов-мемов.

«Гены» стали синонимом объяснения объективной причинности любых изменений в человеческом, социальном и даже духовном. Но за этим словом пустота. Конечно, речь идет не о биологии, речь идет о том, что, когда рассыпались достоверные объяснения о человеческом и социальном, возник кризис социального знания, «гены» заполнили эту пустоту изображением «очага» в сказке про Буратино. Гены в человеческом случае – совсем не то же, что в животном мире. У человека гены – только условие и возможность, но сам человек появляется, его душа, только в процессе воспитания и образования, во взаимодействии с другими людьми, благодаря культуре, которая хранит и передает накопленный человечеством духовный опыт и достигнутую его высоту.

А я вам хочу показать, напомнить и дать почувствовать пример того, как меняются люди. Существенно могут они изменяться, и в лучшую сторону. И это не проблема физиологии, а проблема того, что в философии называется идеальным, а в религии духовным. А ещё эту роль выполняет воспитание.

Большинство из нас преподаватели. А преподаватели знают, что человек меняется, например, вместе с возрастом и образованием. Не мне вам, коллеги, об этом рассказывать. Вы мне можете об этом сами говорить бесконечно. И это будет правда.

А теперь просто посмотрите запись исполнения песни в исполнении самодеятельного хора. – «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». – К сожалению, не знаю точно, что это за хор, достоверных сведений не нашел, но, судя по внешним признакам, – это хор большого завода, предприятия. А песня – это «Марш коммунистических бригад» композитора А.В. Новикова на слова В.Г. Харитонова 1958 года. Время исполнения, судя по всему, 60-е годы или рубеж 50-60-х гг.:

В этом случае даже не совсем важно точно знать формальные характеристики этих людей и хора. Нам достаточно того педагогического и общественного опыта, что у нас есть. Видно, что возраст этих мужчин и женщин находится приблизительно в диапазоне 40-60 лет. Видно, что большинство из них очень искренне поют эту песню. Понятно, когда, например, про любовь поют дети, подростки или студенты. Они ещё верят в то, что им рассказали другие. Но люди, уже достаточно пожившие, о многом уже не поют, не хотят петь. Веру с возрастом часто сменяет простой прагматизм, реализм, доходящий иногда и до жёсткого цинизма.

Интересен социальный статус этих людей – это простые люди, думаю, что очень небольшое количество из них с высшим образованием.

Большинство хора – это женщины. Интересно, что по внешнему виду, лицам, возрасту, общему впечатлению, можно с большой степенью уверенности сказать, что большинство из них уже не верит в любовь. Это не значит, что они не хотят её для своих детей, но у них по своему жизненному опыту есть большие сомнения и опасения в возможности её реализовать в жизни. Главное, просто зафиксировать, что эти женщины не возрастные романтики, не представители какого-то элитного профессионального коллектива, а обычные представители советского общества. Так вот, видно, что большинство хора поет эту песню про коммунизм спокойно и уверенно, без духовной суеты, искренне.

Женщины – это «тест на истину». Женщины, казалось бы, более эмоциональные, но они и более реалистичные. Женщины – это правда души. Когда женщины, не верящие в любовь, вдруг верят в коммунизм… Что это? Это сила. Это в прямом смысле духовная сила.

Есть, правда, и те, кто поет с некоторым сомнением. С надеждой, но сомнением. Это очень небольшое количество женщин. Видно, что это ощущение (именно ощущение) у них как после первого опыта романтических отношений с мальчиком – в любовь хочется верить, но есть сомнения или опасения. Но главное для этого случая – это сохранение духовной надежды.

А теперь представьте этих же людей, их возраста, социального статуса и внешнего вида в нашем времени. Такую песню они уже не поют, но они не поют и никакую другую. Теперь они не верят не только в любовь, но и в коммунизм.

Исполнение «Марша коммунистических бригад» – это очень конкретный, яркий, осязаемый и видимый пример того, как изменяются люди. Они меняются существенно. Кто-то скажет: тогда было другое время, было просто именно такое время…

При мне лучше эту фразу про «время» не произносить. Она из того же разряда, что и рассказы про «гены». Я тогда вам расскажу про всё: и про вас, и про время, в том числе и физическое. Лучше этого не делать. Иначе вы узнаете, что «деда мороза» не существует. А я всегда за то, чтобы не лишать людей надежды в нашем мире.

Что это было? Это был СССР. Это 60-е годы. Мы только вышли в космос – и мир перевернулся. Вы представьте себе просто! Прошло только 15 лет после нашей Победы в такой войне, где мы жилами и жизнями брали, вытягивали Победу. И вдруг космос. И вдруг мы говорим, что мы строим и построим коммунизм. А кто не поверит в это, если мы делаем мир таким, как мы хотим и можем? А можем мы беспредельно! Ну просто руками меняем мы мир и на глазах. Но благодаря нашей душе и голове.

Эта песня приоткрывает тайну коммунизма и тайну восхождения человека. Именно к моменту создания этой песни стала приоткрываться эта «тайна» как прошлого, так и будущего. Ведь оказалось, что человек меняется, и это не проблема генов, это проблема культуры и проблема души, проблема ценностей. Самым главным оказалось то, что движет человеком, что заставляет его действовать, работать. Вот и оказалось, что в истории есть природное принуждение к труду, есть внеэкономическое, экономическое и сознательное принуждение к труду. На уровне индустриального общества наиболее действенным было экономическое принуждение к труду. Ограничение его использования на первом этапе истории СССР привело к опоре на внеэкономическое принуждение и рождению сознательного отношения к труду. Чего не было в мире до этого и не должно было быть тогда и у нас. Но оно появилось. Пусть не у всех и не всегда. Вот и песня вдруг ухватила то, что не понимают до сих пор многие социологи: «Мы везде, где трудно. Дорог каждый час. Трудовые будни – Праздники для нас». Это превращение труда как деятельности по внешнему принуждению в творчество, созидание, сотрудничество, самодеятельность. Сознательное отношение к труду появляется только на высоких уровнях развития человека и его деятельности, смыслов и ценностей, именно поэтому одной из главных сфер советского общества стала сфера производства человека – образование, культура, воспитание.

Сознательное отношение к труду – это тренд постиндустриального общества, неважно, как оно будет при этом называться: коммунизмом, глобализмом, или как-то иначе. И найдено это возвышение человека и труда именно тогда, когда советские женщины пели: «сегодня мы не на параде…»

И что же? Всё очень просто! Совсем просто. Человек может становиться лучше. И это проблема воспитания Души, это проблема культуры и любви. Человек становился лучше у нас на глазах. Это не выдумка и не сказка, это просто наша история, в том числе и история МПГУ, наших педагогических усилий. Именно эти лучшие люди одержали победу в Великой Отечественной войне, с любовью отправили человека в космос и хотели построить мир справедливости, братства и любви на нашей планете! Многое у нас получилось и обязательно получится!

«В начале было Слово…»

 

08 / 11 / 2020

Показать обсуждение