Мы часто говорим сейчас о ценностях. О важности ценностей. О различии ценностей. О высоте ценностей. Но очень мало понимаем как в самих этих ценностях, так и в их содержании, зачем, почему и как существуют эти ценности.
Очень часто, даже не просто часто, а уже как стереотип, как банальность говорится и предполагается в качестве ценности такое отношение между людьми как «конкуренция». Скажу сразу, что меня это отношение не интересует, не интригует, не возбуждает, не задевает. Но это и не важно, это касается в данном случае только меня. Мы не животные, и когда мы преодолеваем в себе «социальное животное», неестественный отбор, выбираем человеческое, мы выбираем и другое отношение друг к другу, другие ценности.
Но есть ведь и другие отношения? Есть очень важные отношения между нами, для нас и в нас самих? Какие это отношения? Мы ведь должны их знать? Даже если и не разделять, то хотя бы знать, выделять, называть и понимать?
Что же это за другие ценности, отношения?
Эти ценности ведь тоже выделяются, существуют, называются, строятся. Они ещё ведь не только образуются (то есть устанавливаются между людьми), но ещё и могут представляться как образы отношений этих людей. Вот, и хочется сегодня представить такой художественный образ одной из наших ценностей, из наших человеческих отношений, хороших отношений, нужных и важных отношений для нас, для души, для друга, друг для друга.
Это СО-ПРИЧАСТНОСТЬ – высокое, важное, нужное вместе, объединение вокруг дела, идеи, смысла, совместное приобщение. А представляет эту ценность, отношение, картина «Сопричастность» Андрея Яковлева из альбома «Наш современник» издательства «Советский художник» из далекого 1979 года.
Для историков сопричастность особенно важна! Ведь сопричастность – это обязательная часть исторического сознания, интереса к окружающему миру, людям, истории, смыслам их жизни.
Противоположность сопричастности – равнодушие и безразличие. А означают они только одно – в человеке нет ценностей, которые заставят его увидеть других, их страдания, проблемы, ощущения, мечты, разделить их сопереживания и устремления. Равнодушие не даст увидеть происходящее в Венесуэле, в Сирии, Афганистане, Украине, в Киргизии и Афганистане, в Германии и Ливии. Равнодушие – это проявление эгоизма как главной ценности отношения к миру, сводящей все смыслы жизни к личному комфорту, потребительству, расширенному потреблению человека для удовлетворения первичных физиологических и социально-бытовых потребностей, и делающей её по существу бессмысленной.
А труд педагога – это всегда сопричастность, это всегда духовное сотрудничество с другими. Сопричастность человека другому человеку, его делам, мечтам, жизни, сопричастность душ, наше приобщение тем, кто был и тем, кто будет.