Когда-то в феврале 1980 года, стоя на плацу в составе военного оркестра 1-го гвардейского Севастопольского Краснознамённого ордена Александра Невского мотострелкового полка знаменитой Таманской дивизии им. М.И. Калинина, мы вдруг заиграли перед прохождением мимо штаба полка «Боже, Царя храни». Я оглядывался вокруг, но никого из музыкантов это не волновало и не взволновало. Только меня.
– Это конец, – подумал я. – Теперь нам всем будет – «храни».
– Зачем они это сделали? – думал я. – Когда они договорились?
Я ведь был барабанщиком и не всегда знал и слышал то, что мы будем исполнять, заранее.
Это и пример того, как мы неправильно можем воспринимать происходящее. Или не видеть его вообще, или совершенно иначе, чем другие. Хотя и одновременно. Или как мы можем оценивать, эмоционально реагировать или быть безразличными, в прямом смысле этого слова, на происходящее.
– Вот тебе, бабушка, и Юрьев день, – подумал я.
После этого пришлось интересоваться, почему, когда и как возник этот марш, почему только я один реагирую так на дореволюционный гимн России в составе советского марша. А главное, почему и зачем дореволюционный гимн попал в наш советский марш? Никто мне этого объяснить не мог.
Оказалось, что это все «знают», играют, их это не задевает. И знают они это не как «Боже, Царя храни», а как «Слава Родине» композитора и военного дирижёра Семёна Чернецкого.
Как выяснилось, единственные, у кого этот марш вызвал вопросы, как и у меня, была английская делегация в 1945 году на Потсдамской конференции.
Что же выяснилось?
Парадный (Фанфарный) марш «Слава Родине» был написан генералом Семёном Чернецким в 1944 году.
Впервые этот марш публично был исполнен в 1945 году в Германии в период Потсдамской конференции. По просьбе британской делегации марш был трижды исполнен. Это и неудивительно, ведь одной из тем нового советского марша стала мелодия дореволюционного гимна «Боже, Царя храни». Видимо, англичане оглядывались на своих советских коллег-офицеров, ожидая увидеть у них какие-то эмоции или их внутреннюю борьбу при исполнении мелодии царского гимна. Но увидеть ничего не удалось. Весна! Весна 1945 года! Не до этого! Победа!
Недоумение союзников можно понять, ведь от времени старой России прошло всего-то 28 лет, практически столько же, сколько от нашего сегодняшнего дня до периода СССР 1991 года. А это живая память, это живая пропасть, и вдруг она соединилась, срослась гармонично в военном марше. И не вызывает духовного диссонанса! А это ведь очень чуткие и болезненные явления – образы и символы музыки, текстов, живописи.
Марш Семёна Чернецкого «Слава Родине» – это пример позитивного соединения прошлого и настоящего в музыке, пример преодоления разрыва дореволюционного и революционного общества в музыкальных и духовных образах, в новом ощущении духовного единства общества, выраженного в музыке. История «срослась»! Перелом затянуло!
Сейчас можно услышать, что Великая Отечественная война примирила и объединила советское общество. Но часто эти утверждения основаны не на внутреннем ощущении времени, на каком-то опыте, а на интуиции и других, достаточно трудно аргументируемых основаниях. Марш «Слава Родине» генерала Семена Чернецкого –это живой, звучащий символ нового самоощущения страны и человека, солдата и офицера. Война соединила прошлое и настоящее, историю и жизнь, превратила «Боже, Царя храни» в «Слава Родине».
Для нас это очень важный конкретно-исторический пример того, как в обществе преодолевается разрыв со своей историей, памятью, ценностями. В нашем сегодняшнем обществе необходимо такое же позитивное преодоление разрыва нашей исторической памяти, соединение со своими принципами и ценностями. Нам нужна наша позитивная история!