Школьные предметы сильно изменятся к 2020 году. Об этом заявило правительство Финляндии. В школах этой страны образовательная система сильно изменится. Исчезнут такие предметы, как физика, биология, история. Школьники будут изучать совсем другие предметы.
Эта новость стала обсуждаемой в интернете. Идея с заменой предметов на современные понравилась не только финским ученикам, но и российским. В России, по мнению многих школьников и их родителей, преподают много ненужных предметов, которые бы также стоило заменить. Они не готовят к реальной жизни, но затрачивают много времени и требуют немалых усилий. Пока замена предметов будет постепенно осуществляться в Финляндии. В других странах такая система пока внедряться не будет. Если в Финляндии эта идея покажет отличные результаты, вполне возможно, что ее станут внедрять и другие страны в своих школах.
В этой новости есть не только информация про изменение содержания образования, но и ещё один важный посыл – а что такое современность, которой хотят сделать соответствующими финское образование и изучаемые в школе предметы? И что такое отличный результат в образовательной системе? Казалось бы, все просто, или не требует специального обсуждения, но может оказаться всё и совсем иначе: за простыми решениями могут обнаружиться сложные социальные, мировоззренческие и этические проблемы.
Сразу скажу, что современность, к которой апеллирует реформа образования в Финляндии, не всегда более развитое состояние по сравнению с предыдущим. Нам важно напомнить об этом в самом начале обсуждения, потому что обращение к современности как наиболее развитому состоянию – это обычный стереотип манипулирования сознанием. Современность – не всегда символ прогресса, она может быть и регрессом. Пример из дня сегодняшнего, простой и ясный, – Украина.
Тема подготовки для реальной жизни, желания родителей как основы формирования программы обучения детей и образования как услуги – это не только Финляндия, но и столбовой дискурс обсуждения проблем образования в России. Скоро из разговоров про Финляндию эта тема может стать проблемой политики и практики российского образования. Поэтому лучше сейчас сказать, что это такое, на чем основано и как оно отразится не только на образовании, но и на всём обществе.
В Финляндии отменяют историю в школах, объясняя это тем, что она не нужна в будущей реальной жизни. Но история – это обязательный элемент для формирования общественного, национального самосознания. Общественное национальное сознание и существует только в форме исторического сознания. Убираем историю – и что происходит? А происходит то, что происходит с человеком, если исчезает его сознание, самосознание (неважно, в силу каких причин). Его тело представляет тогда замечательный набор здоровых органов, которым сознание совсем и не нужно (им и так хорошо на биологическом, клеточном уровне функционирования), а используются они другими субъектами для пересадки в другие тела, другие биологические организмы, обладающие сознанием. Общество – это социальный организм. Общество без истории – это социальное «тело» для пересадки органов другим субъектам.
Дело ещё и в том, что заказ на урезанное среднее образование будет создавать государство, а не родители. Хотя и ссылаются на них. А вот если родители захотят настоящее образование, которое будет включать множество так называемых «ненужных» предметов, тогда придется относиться к этому именно как к услуге, со всеми вытекающими из этого последствиями, в том числе и оплатой таких «услуг».
В общем, получается так, что именно финское государство заказывает сокращенный тип образования и ограниченного будущего финского человека.
Проблема даже не только в истории. Наши партнеры по биологической истории и эволюции – обезьяны – уверены, что прямохождение, которому мы учим детей, совсем не нужно в будущей жизни. А зачем? Тело наше приспособлено к жизни на деревьях, а это прямохождение только мучения доставляет в жизни и ненужные устремления и проблемы. Один климат в России чего стоит, или в Финляндии. А жизнь на деревьях в Африке – это реализм и комфорт. Плюс, это, конечно, прагматизм и эффективность.
Там, где начинается вопрос о смысле жизни, исчезает эффективность. Мой однокурсник преподавал историю в 5 классе в школе. Дети очень бурно развивались в понимании ценностей человеческой жизни. Один из мальчиков ехал с мамой в школу и спросил у неё, а в чем её смысл жизни. Мама прибежала к директору школы и как в «финляндии» устроила истерику, что детей учат в школе совсем не тому, им это не надо и не пригодится в будущей жизни. Зачем все эти ненужные и пустые вопросы? Учителя уволили из школы. А ведь и то правда, зачем всё это?
Отмена истории – это обязательный элемент политики глобализации и постепенного формирования предпосылок для мировой власти. История и реальность должны постепенно заменяться набором нескольких абстрактных понятий-представлений, которые заменят реальность истории её оценкой-отношением, что в нашем мире все хорошо.
Россия – единственная страна в современном мире, где сегодня не просто изучают в школе историю, но ещё и всемирную историю. А что это значит? А означает это простую вещь, что вы учите всю «таблицу умножения», а не овладеваете одной компетенцией, например, умножением числа 3, за что получаете балл, возможность перехода на следующую ступень, сертификат и многое, многое другое. То есть вы получаете различные знаки вашего знания, «сертификаты», и получаете за это в обществе различные типы признания, но только при этом, самим знанием, по существу, не владеете.
Проблема не только в разном качестве знаний, но и в разном типе людей, возникающих в результате этого. Причем такое всестороннее знание может укреплять общество, а может быть очень хорошей базой для его разрушения. Оказывается, что важно не просто давать такое знание, но осознанно его давать на основе определенного понимания общества, истории, человека и главных ценностей их жизни, т.е. на основе идеологии.
Первые сторонники подготовки детенышей, смысла их обучения только к реальной жизни и ненужности прямохождения в джунглях до сих пор счастливо и комфортно живут на деревьях в Африке, Америке, Азии и успешно пользуются универсальным биологическим инструментом – хвостом.
Что же такое отказ от преподавания физики, биологии, истории? Это программа сознательного регресса как основы развития, это включенный прямо противоположный путь от прогресса – реверсивный ход истории. А что же это еще такое? Не догадываетесь? А ещё это означает веру в коммунизм, в то, что нельзя идти по пути прогресса, не делая одновременно, даже без желания, шагов по пути к «коммунизму», постбуржуазному будущему. Именно это заставляет попытаться некоторые элитарные мировые круги включить «обратный отсчет» исторического времени.
Не только история или физика при таком подходе – лишнее. Не только они не имеют прямой прагматической выгоды. Но ведь имя, фамилия человека, его отчество – это тоже лишнее, только усложняет жизнь. Идя по этому пути прагматизма и эффективности, надо будет переходить на цифровые номера человека. Все будет просто и ясно, и как раз на уровне всех этих реальных, а не выдуманных потребностей человека. Правда ведь? На следующих этапах человека начнут превращать в «цифру»?!
Вся культура – это ведь выдумка? Без всяких преувеличений, ведь так? У животных нет культуры, а мы, люди, ее всю выдумали сами. А сами мы то, что есть наша культура. Если пойти по пути сужения масштабов и уровней культуры, исчезнут проблемы культуры, останутся вопросы человеческой животной жизни в социальной среде. Останутся социо-природные условия, в которых будут в круговороте жизни существовать люди.
Что такое образование? Что такое система образования? Кто определяет содержание образования?
Казалось бы, простые вопросы, но на них нет простых или однозначных ответов.
До сих пор есть и усиливается такой ложный и живучий стереотип, политика нашего новейшего времени о том, что образование – это услуга. Именно ведь из этого понимания вытекает тезис о том, что родители хотят более простых и как бы нужных знаний, а государство идет им навстречу и проводит реформу содержания образования.
Образование – это одна из основных сфер общественной жизни, которая занимается «производством людей». Да-да, именно так. Человеку мало физически появиться на свет. Для того, чтобы стать человеком, ему надо пройти большой путь, для которого и создана система образования.
За обучением детей только тому, что практично и необходимо, сегодня стоит простой антигуманный принцип, что люди нужны лишь постольку, поскольку они удовлетворяют некоторые потребности. А если эти потребности больше не нужны, нужны ли эти люди? Это яркое и открытое проникновение антигуманизма в нашу жизнь. А начинается всё, казалось бы, с далеких от гуманизма проблем, с реформы содержания образования.
Мы стоим не просто перед формальной и текущей реформой системы образования. Дело в другом. Мы стоим перед самой глубокой со времен возникновения христианства духовной развилкой человечества: продолжать ли идти по пути гуманизма и прогресса или решительно свернуть на путь, который привел к концу Древнего Рима, путь «хлеба и зрелищ», т.е. на путь примитивного потребления, комфорта на уровне простейших желаний, эмоций и потребностей.
Простейший путь регрессивного изменения образования предполагает его сведение к простейшим навыкам, умениям, компетенциям, к которым и сводится в результате весь человек.
Можно ли сводить смысл и содержание важнейшей социальной сферы, определяющей будущее, к желанию тех, кто в этом ничего не понимает, к желанию родителей? Можно все что угодно говорить в этом случае, но родители – это не те люди, которые понимают, зачем и как существует система образования. У меня до сих пор перед глазами моя прабабушка из Винницкой области, родившаяся во второй половине XIX века. Папа не отдал ее учиться, он говорил, что девочкам не нужно образование. Юношам надо будет писать из армии домой, а девочка замуж выйдет, и зачем ей там все это лишнее? Вот понимание родителей. Вот на чем будет основано образование, если идти по пути желания родителей. А прабабушка моя до конца жизни мучалась тем, что не умела ни писать, ни читать.
А папа моей прабабушки, мой прапрадед, отслужил в армии солдатом 25 лет. Остался жить там же, где служил, на Украине, в городе Брацлав Винницкой области. Студенты-историки должны представлять, что это за времена, когда служили по 25 лет. Вот после 25 лет службы мой прапрадед и завел семью. Можете сами представить, сколько ему было лет, и как это всё в жизни бывает. После 25 лет службы у него было 3 жены и 5 детей. А у меня через мою прабабушку оказалась живая связь с XIX веком, она родилась в том далёком от нас времени, а мне досталась от неё какая-то часть дыхания и аромата этого позапрошлого века, его подлинности и целостности. Как близко и одновременно далеко от нас совсем недавнее прошлое – 100-200 лет?! Но мы можем встретиться с ним, понять и почувствовать его. Хотя по новым стандартам «цивилизованного» образования это все будет ненужно, как непрактичное, ненужное и неэффективное знание. Такое знание не для прагматизма, а про смысл жизни. Это немножко о другом, по-другому и для другого.
Собственно, сегодня постепенно самым главным среди сфер производств в обществе перестает быть «производство вещей» – экономика, а самым главным становится совсем другое – «производство человека».
Если совсем просто сказать, то уже несколько веков в науке выделяется разный уровень мышления, на который поднимается человек: рассудок, разум и ум. Предлагающиеся, например, в Финляндии реформы системы образования гарантированно не дают и закрывают перед человеком возможность подняться выше уровня рассудка. А что из этого следует? – Культурный регресс со всеми вытекающими из него последствиями. Но при этом люди будут вполне довольны своей жизнью, состоящий из «хлеба и зрелищ». Но ведь и те, кто остался до сегодняшнего дня «с хвостом», тоже не в печали. Для осознания жизни без хвоста им понадобится ещё пару миллионов лет, если они у них будут.
Таким образом, проблема в том, что до сегодняшнего дня образование давало возможность всем желающим пройти путь от рассудка-разума до ума, от обучения удовлетворению простейших потребностей других до формирования потребности своего духовного развития как базовой потребности и смысла своей жизни. Теперь же хотят предложить зафиксировать «социальное дерево» как символ потребления, комфорта и ненужности развития. Новая реформа должна отрезать «ветки», возможность роста и развития.
Что такое новая реформа школы в Финляндии, а потом везде? Это денационализация, архаизация, десоциализация, дегуманизация, деаксиологизация (вытеснение ценностей правами, главного внутреннего – внешним формальным).
P.S. А в это время в отношении программ подготовки политологов в России некоторыми либеральными коллегами высказываются предложения отменить преподавание истории и русского языка как уже изученных в школе.