Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Стена директора Института истории и политики: «Покаяние или разрушение?»

Стена директора Института истории и политики

В последнее время с новой силой поднялось обсуждение вопроса: «Нужно ли нам историческое покаяние?». Вот и я решил высказаться на эту тему. Хотелось написать много… А потом понял – писать собственно не о чем. Нет содержания обсуждения. Или, вернее, содержание этого обсуждения совсем другое и очень простое…

Все содержание сводится к желанию законодательно осудить советское прошлое. А если совсем по-простому, то – Россию.

Может ли общество каяться?

Общество не обладает формами и возможностями некоего действия, к которому его призывают и которое называют «покаянием». А поскольку оно этого совершить не может – это повод и дальше гнать волну духовного разложения общества. Тогда к кому и к чему призыв? Ведь были и акты парламентариев всякие, и заявления общественных организаций, и многое другое. Но этого мало! Когда наши «публицисты» успокоятся и скажут: ну все! Покаялись они наконец-таки!?

А призыв этот только к одному субъекту – государству. Как государство может покаяться? Только одним способом – приняв некий законодательный акт, осуждающий прошлое и его носителей.

Покаяние – действие духовно-индивидуальное. Те, кто призывает к некоему покаянию, могли бы совершить его сами… Взяли бы котомку в руки, да пошли по дорогам России. Или еще как… Но их интересуют другие… А это не вопрос покаяния, это вопрос политических и идеологических целей таких людей…

Советский период стал таким «черным мешком», в который засунули современное общество и постоянно его пинают.

Состоит ли задача истории, как нам советуют, «изобличать»?

Есть ли что-то непонятное в сущности советского общества?

Непонятно оно либо непрофессионалам, либо бойцам идеологической войны, которые сознательно создают эту непонятность.

Болтовня про «совесть», честно говоря, надоела. Но это не снимает саму проблему совести в жизни. Тем более что соотношение современности даже с советским периодом будет с этой точки зрения вызывать проблемы. Ну и кроме того, именно проблема совести – это индивидуальная проблема, а характеристика советского периода – проблема общественная.

Вместо анализа исторического места советского периода и определения сущности советского общества заменяются общими и пустыми разговорами о «геноциде» и «покаянии». Лучше бы тем, кто оценивает прошлое, покаяться за свою жизнь, а не апеллировать к тому, что они не знают, не понимают и не чувствуют.

Советское общество можно характеризовать в рамках разных концепций. Это индустриальное общество. Это альтернативный вариант индустриального общества по отношению к буржуазному. Это общество, где господствующим классом была бюрократия. Но это еще и общество, которое открыло дорогу создания и использования социальных технологий, дорогу управляемому историческому процессу. И тем самым действительно открыло новую страницу в истории человечества. Этого более чем достаточно для начальной сущностной характеристики советского общества.

Нужно думать и говорить о Будущем и Настоящем, а прошлое мы будем понимать, ценить и уважать.

Хотите покаяния? – Кайтесь!

Искупление России уже состоялось… И не на словах, а судьбами наших близких…

Вот брат моей бабушки, русский дворянин и серб по национальности, закончил Варшавский кадетский корпус, офицер царской армии Борис Владимирович Жиркович.

В советское время этот офицер стал известным советским сатириком Ив. Прутковым (племянник дореволюционного героя Козьмы Пруткова). В 1943 году он вместе с семьей находился в Сталинграде. В разрушенных подвалах города он вместе со своими детьми ставил кукольные спектакли. Именно там и тогда, как рассказывал известный кукольник С.В. Образцов, у него и родилась идея кукольного театра.

Сам Борис Жиркович погиб в 1943 году там же, в Сталинграде. А его дети (сын и дочь) потом станут известными в Москве слепыми музыкантами.

В начале XX века молодой офицер Борис Жиркович написал романс «Под шепот ночи»… Он не призывал каяться, но главное он понимал…

День погас. Толпой на землю тени падают ночные.
Робко звезды загорелись золотые.
Как душе моей отрадно их унылое мерцанье:
В нем и грусть, и неземное состраданье!..

Все уснуло… Тишь… Безлюдье…
В бледной дымке поле тонет…
Слышу я как сердце бьется, тяжко стонет…
Все уснуло, только звезды блещут там во мраке ночи, словно очи неземные,
Божьи очи.

Рои призраков туманных под лучами их родятся,
И святые сновиденья в грудь теснятся…
Звезды, звезды! Как далеки вы от суетного мира, где так холодно, печально, и так сиро!..

Лейте ж бледное сиянье, лейте в грудь мою больную, чтоб я верил в свет и счастье, в жизнь иную…
Чтоб огни святой надежды в сердце так же трепетали,
Как трепещете вы, звезды, с синей дали…

Покаяние… Чье и в чем? Призыв осудить историю и судьбу каждого, чтобы разрушить настоящее и лишить нас будущего..?

Если они хотят осудить законом прошлое, то я тогда за то, чтобы появился другой закон – объявляющий такое желание преступлением!

19 / 02 / 2017

Показать обсуждение