Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Стена директора Института истории и политики: «С чего начинается Родина? И где она начинается?»

Стена директора Института истории и политики

Несколько лет назад весной я бродил в центре немецкого городка на горе.

Было тихо и пусто. Рядом возвышался эсэсовский мемориал. Мы его после войны так и не уничтожили. Просто оставили его, каким он был, каким мы его застали после боёв. В этом наше отличие от западной зоны оккупации Германии и американского варианта политики денацификации. Они поуничтожали всё, что им попалось под руки. И даже теперь на территории бывшей Западной Германии на рынках, где продают всё и по всем эпохам, нет только одной эпохи – фашистской Германии. Там не произошло ПРЕ-одоление, там произошло табуирование. Они не стали другими, они просто поставили духовные «заглушки», оставаясь по сути теми же; и даже больше того, эти «заглушки» могут слететь, обнажив ещё более страшные и звериные лица, чем лицо фашизма, – лица, лишённые Добра.

На территории Восточной Германии мы преодолевали прошлое, страшное нечеловеческое прошлое, не разрушая. Или не рассматривая разрушение как главную форму такого преодоления. Нам важно было убедить, а не разрушить. Нам важно было вместе вспомнить Добро. Да и памятник Победы в Берлине именно об этом. Мы были Товарищами, это очень важное отношение между людьми. Товарищество более высокий, внутренний тип отношений, чем конкурентная борьба и рейтинги соперничества. Товарищество – это начало любви.

В этом отличие нашего подхода преодоления трагедий прошлого от того, что происходит сейчас на Украине, как они пытаются бороться с нашим общим прошлым. В этом же видно, и кто именно организует сейчас борьбу с прошлым на Украине. Это не наши люди, это не наши товарищи, это люди другой, чужой цивилизации.

Множество родных глаз поэтому смотрит на нас в эти дни с надеждой с захваченной и несвободной Украины.

Ну так вот, возвращаясь к Германии. Я стоял в том городе, где находился наш Львовско-Сандомирский мотопехотный полк. Одно название этого полка чего сегодня стоит! Смотрел на эсэсовский памятник.

Смотрел и на другое: внизу, через дорогу находится большой мемориал – советское воинское захоронение 1945 года.

Тишина…

И вдруг в небе раздались их голоса … Именно они … Журавлиный клин, летящий на Родину, в Россию.

И что же теперь нам делать? Зачем я это вспомнил? Нам надо вспомнить, что мы являемся хранителями простой и ясной правды души, памяти о том, зачем это всё в жизни. Кажется, что это просто и даётся само по себе?! Нет, это не даётся, это только передаётся, почти «шепчется» другому человеку.

С чего же начинается Родина? С чего начинается Россия? И где?

Она начинается в том числе и с Германии, с тех овеществлённых частиц нашей души, которые разбросаны по её территории. Это начинается с той памяти, которая живёт на её территории. Родина начинается с одушевлённой памяти Европы о простой доброте и любви русских солдат. О принесённой Россией вместе с освобождением в Европу любви вместо ненависти. Об этом же и наш памятник в Берлине в Трептов-парке.

Интересно, что нынешняя, чужая, американская Германия делает прямо противоположное – уничтожает наши следы, как когда-то уничтожала следы прошлой Германии. Поэтому нет больше здания нашей школы. Есть место, а здания нет. Все военные однотипные здания эсэсовской дивизии, которые использовали наши войска, после капитального ремонта превращены в современные исследовательские и бизнес-центры, кроме нашей школы. Почему? Потому что здание школы было овеществлённой памятью огромного количества бывших её учеников, многие из которых приезжают и сегодня к этому важному в их судьбе месту. Здание этой школы важно для огромного количества людей из разных уголков нашей огромной страны. Здесь же в послевоенном детстве учился и Володя Высоцкий.

Но мы умеем хранить память даже тогда, когда исчезают её материальные носители. Существование ведь длится не только материально, есть и идеальное существование. К тому же, идеальное существование не тратится, не исчезает, оно может длиться столько, сколько вам это необходимо, сколько вы сможете и захотите это длить. Это то, что называется словом «нетленное».

В этом не только отличие зоны нашей ответственности от западной зоны оккупации Германии и американского варианта политики денацификации, но в этом отличие и нашей Европы от их Европы. Сейчас это очень почувствовали на себе и своей жизни те, кто жил вместе с нами в общем европейском доме. У него было даже «варшавское» имя. Мы очень беспокоились о том, чтобы сохранить всё богатство их национальной культуры, чтобы ничего не потерялось и даже приумножилось. Сейчас их национальные песни, национальные хоры и бусинки никому не нужны. Сейчас важно, чтобы это как можно быстрее исчезло и вытеснилось правами разнообразных нравственных отклонений и эгоизмом материальных потребностей.

Они все ушли от нас, и так же неожиданно мы стали им вдруг снова близки. Почему? Тайна этой близости, объединения открыта всем много веков на Красной площади в духовной симфонии храма Василия Блаженного.

С чего начинается Родина? Где начинается Россия?

Мы проросли в Европе деревьями, цветами, улыбками и запахами от Парижа до Берлина, от Черногории до Варшавы …

Материал на сайте Информационного агентства “Rex”

27 / 05 / 2017

Показать обсуждение