1 октября 2024 г. в рамках Всероссийского форума «Историческое просвещение и образование: ценности и смыслы» прошла стратегическая сессия «Формирование гражданина и патриота средствами отечественного кинематографа».
Организаторами стратегической сессии выступили Министерство просвещения Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ВНМЦ «Философия образования» МПГУ, Ассоциация развития педагогического образования (АРПО).
Сессию модерировали Иван Козлов, советник при ректорате МПГУ, директор Центра кинопедагогики и медиакультуры МПГУ, канд. филос. наук, доцент кафедры философии Института социально-гуманитарного образования МПГУ, и Виктор Степаненко, канд. ист. наук, советник руководителя аналитического центра по разработке и анализу моделей воспитательной работы Федерального института оценки качества образования, ведущий аналитик Всероссийского научно-методического центра «Философия образования» МПГУ.
Главный вопрос стратегической сессии соотносился с целью форума – формирование у подрастающего поколения исторического самосознания, ценностей патриотизма, служения Отечеству, исторической памяти и преемственности поколений.
Участникам сессии были предложены к обсуждению следующие вопросы:
– ценностно-смысловая матрица российского кинематографа;
– ядро отечественных кинематографических произведений, рекомендуемых Министерством просвещения Российской Федерации к семейному просмотру;
– методические рекомендации для семейного просмотра отечественных кинофильмов.
В Зале Ученого совета собрались более 60 экспертов, которые проявили интерес к обсуждаемой теме, региональные участники и гости подключались по ВКС.
Собравшихся приветствовали: Дмитрий Давиденко, директор Департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации; Наталья Склярова, первый проректор МПГУ, директор ВНМЦ «Философия образования», советник Министра просвещения Российской Федерации.
В работе стратегической сессии приняли участие представители Министерства просвещения Российской Федерации, Всероссийского экспертного совета «Безопасная информационная среда детства», сценаристы, кинорежиссеры, актеры театра и кино, представители научного, педагогического и родительского сообществ.
«Настало время ответственности», – этот тезис из приветствия Дмитрия Давиденко задал тон всему обсуждению.
Одной из первых выступила Олеся Шигина, поэт, режиссер, руководитель культурных проектов Комитета семей воинов Отечества, режиссер-документалист. Она говорила о том, что задача ученых – создать методологию работы, а задача всех остальных – налаживать диалог с детьми, с подрастающим поколением, восстанавливать навык разговаривать, делиться, рассуждать вместе с детьми.
Своим видением решения задач и методов работы поделились: Александр Бубнов, канд. филос. наук, заместитель заведующего кафедрой истории и теории политики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (он обратил внимание на то, что в перечне рекомендуемых фильмов почти нет картин о периоде империи в истории России, а они могли бы помочь составить более полное представление о прошлом нашей страны); Елена Землянская, д-р пед. наук, профессор, завкафедрой теории и практики начального образования Института детства МПГУ (она сделала акцент на работе с обучающимися начальных классов и передала список фильмов для этого возраста, подготовленный в Институте детства МПГУ); Светлана Белоруссова, канд. пед. наук, доцент кафедры языкового и литературного образования ребенка РГПУ им. А.И. Герцена (она задала вопрос, доступен ли язык кино советского времени младшим школьникам и особенно дошкольникам, и предложила включить в рекомендации мультипликационные фильмы на исторические темы); Наталия Гугуева, кинорежиссер, сценарист, продюсер (она призвала вести работу с детьми не на уровне информации, а пробуждая эмоции и затрагивая душу и сердце ребенка).
Эксперты уже неоднократно озвучивали предложение использовать ресурс телевидения и организовывать просветительские программы о кино, программы с обсуждением фильмов. Елена Цыплакова, народная артистка России, кинорежиссер, подняла вопрос качества работы журналистов и телеведущих и предложила приглашать в качестве экспертов киноведов и психологов, чтобы осуществлять просветительскую работу на профессиональном уровне.
Сергей Дебижев, советский и российский кинорежиссер, сценарист, привлек внимание к известному тезису о том, что кинематограф является «оружием массового поражения», что это очень мощный инструмент и с его помощью можно как сформировать общество, так и разрушить. Учитывая огромную роль кинематографа в жизни современного общества, он предложил ввести в школьную программу предмет «История кино» и особое внимание обратить на детское кино и анимацию советского периода.
Андрей Коченов, председатель Правления ВОД «Отцы России», член Правительственной комиссии по вопросам государственной культурной политики, говорил о важности госзаказа на производство современных фильмов и о том, что будет поднимать эту проблему на правительственной комиссии.
Чтобы взгляд на проблему и задачи были всесторонними, а будущая работа максимально эффективной, на экспертные встречи и сессии приглашаются представители самых разных областей и направлений деятельности. Высказали свои позиции и представили предложения: Наталья Кононенко, руководитель Комиссии «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» Союза кинематографистов Российской Федерации, режиссер-документалист; Сергей Смирнов, генеральный директор Фонда социально-культурных инициатив; Андрей Макаренко, ректор Томского государственного педагогического университета, и другие.
По итогам сессии в перечень рекомендуемых отечественных фильмов добавлены картины для начальной и средней школы. С целью оперативного обсуждения актуальных вопросов и предложений создан Telegram-канал «Наше кино – нашим детям». Экспертное сообщество, с учетом запроса общественности, планирует продолжить работу – для того чтобы отечественный кинематограф стал действенным инструментом воспитания подрастающего поколения, межпоколенческого диалога и консолидации общества.