14 мая 2025 года в рамках III Всероссийского образовательного форума «Государственная ценностная политика в системе образования» на площадке МПГУ прошла стратегическая сессия «Человек и технологический прогресс: образы будущего».
В центре внимания был один из самых насущных вопросов нашего времени – сохранение духовности человека, нравственных ценностей в условиях стремительного развития технологий.
Открывая встречу, модератор, доктор исторических наук Вардан Эрнестович Багдасарян обозначил направление дискуссии: «За установкой технологического развития создается впечатление, что мы забыли о человеке. Сегодня наблюдается то, что можно определить как “антропологический кризис”».
Представители научного сообщества (политологи, психологи, социологи, историки и т. д.), педагогического сообщества, творческой интеллигенции и духовенства в ходе обсуждения затронули разные аспекты проблемы.
Об определенных рисках введения новых технологий, например о возникновении информационной зависимости, говорил директор Института практической психологии Международного университета психолого-педагогических инноваций Игорь Евгеньевич Жмурин: «Основным критерием появления цифровой зависимости считается не время, проведенное за компьютером, а отсутствие понимания основных жизненных потребностей. Нарушается часть сознания, отвечающая за осознание потребностей». Он также обратил внимание на изменение восприятия общения, вызванные технологическими изменениями коммуникации.
Участники отметили также, что большие объемы информации, невозможность ее полноценно структурировать и систематизировать препятствует формированию устойчивой картины мира, ценности созидательного труда, многих качеств характера, в частности силы воли.
Модератор дискуссии Елена Викторовна Бродовская, директор Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга Финансового университета при Правительстве РФ, и Мария Петровна Литвиненко, заместитель директора ВНМЦ «Философия образования» МПГУ, обратили внимание на опасность агрессивного насаждения искусственного интеллекта и новых технологий в сфере образования. Вызывает тревогу то, что эффекты от повсеместного внедрения искусственного интеллекта с младшего возраста еще не изучены. Вследствие чрезмерного внимания к цифровой стороне образования теряется субъектность, личность ребенка. Особенно опасно введение цифровых технологий в обучение в дошкольном и младшем школьном возрасте – периоде, когда формируется мышление. Бесконтрольное внедрение искусственного интеллекта препятствует развитию памяти, формированию логического и абстрактного мышления, то есть влечет за собой ограничение в когнитивном развитии детей.
Заслуженная артистка России Мария Васильевна Шукшина в своем выступлении обратила внимание на чрезмерное доверие тестированию и выявлению потенциальных способностей детей на основе анализа ДНК: «Бездушная машина не должна вершить судьбы детей. Необходимо запретить принятие решений на основе генетических тестов и искусственного интеллекта в системе образования».
Протоирей отец Максим указал на потенциальные угрозы, связанные с тем, кто контролирует технологии: «Опасность в том, в чьих руках находятся те или иные технологии. Существует угроза того, что искусственный интеллект попадет под управление транснациональных корпораций, у которых цель заключается не в развитии общества, а в закреплении нового необходимого им порядка».
Своим видение проблемы поделился Вячеслав Геннадьевич Леонтьев, секретарь Рабочей группы «Общество и культура» Государственной Думы ФС РФ. Он отметил ограниченность принятого сейчас понимания человека как биосоциального животного: «Вместо этого должна быть модель человека Homo spiritus – “человек духовный”, потому что важно опираться на духовное начало человека», на понимание и сохранение его свободы.
Ведущий специалист Всероссийского научно-методического центра «Философия образования» МПГУ, заместитель директора Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сергеевич Огнев представил составляющие человека, которые необходимо взять в качестве целевого ориентира: умение брать ответственность за себя и за свое Отечество; инициативность; мотивация достижения на первом месте; обучаемость; обладание деятельным знанием, умение прилагать знания к практической деятельности.
Игорь Иванович Кузнецов, исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Российское общество политологов», отметил особую роль учителя в решении этих вопросов: «Без педагога, носителя знаний, являющегося социальным примером, мало что получится».
Говоря о соотнесении технологических изменений с духовно-нравственными ценностями, эксперты были едины во мнении: ценности являются базой, стратегической основой для любых цифровых трансформаций; если мы отдаем принятие решений искусственному интеллекту, мы пасуем перед ним и признаем его превосходство, в связи с чем необходимо выработать технику взаимодействия с искусственным интеллектом; для сохранения свободы человека необходимо государственное и общественное регулирование вопросов, связанных с использованием новых технологий и их влиянием на человека.
В целом обсуждение получилось неформальным, всесторонним и творческим. Дискуссия показала, насколько плодотворным может быть объединение профессионалов разных научных направлений и просто неравнодушных людей.
Все тезисы экспертов, высказанные в ходе дискуссии, будут систематизированы и опубликованы.