18-19 ноября 2024 года в рамках тридцатой Международной научно-практической конференции «Современное технологическое образование», проходившей на базе Института физики, технологии и информационных систем, состоялась стратегическая сессия для учителей труда (технологии) «Технологическое образование сегодня». Проведение такого важного мероприятия объясняется необходимостью уточнить векторы развития трудовой (технологической) подготовки обучающихся 5-9-х классов в соответствии с новой нормативно-правовой основой, определившей место предмета Труд (технология) в образовательном процессе организаций основного общего образования. С 1 сентября 2024 года предмет Труд (технология) стал обязательным для освоения обучающимися с 5 по 9 классы. Кроме этого, изменилось содержание обязательных к изучению модулей предмета за счёт включения в учебный материал знаний перспективных технологий, отражающих процессы перехода к цифровизации всех сфер жизни общества. Всего инвариантных модулей пять и два – вариативные. Каждый модуль содержит информацию о современных и перспективных профессиях, призванную помогать обучающимся ориентироваться в мире требуемых обществу сегодня и в будущем профессий. Основным методом обучения при освоении предмета является проектный метод обучения, а выполнение проектов, в свою очередь, требуют и от учителя, и от обучающегося умений интегрировать знания из разных учебных предметов.
Безусловно, такие масштабные изменения вызывают определённые трудности как у руководителей образовательных организаций, так и у учителей. При подготовке к Международной научно-практической конференции «Современное технологическое образование» организационным комитетом по подготовке этого значимого события была разработана анкета и проведён дистанционный опрос учителей труда (технологии) для сбора информации о наиболее существенных вопросах, которые волнуют сегодня учителей. Это позволило, с одной стороны пригласить на сессию специалистов, которые подготовили сообщения, включенные в повестку Стратегической сессии как докладчики, а с другой – был подготовлен Круглый стол «Проблемы и реалии современного обучения учебному предмету Труд (технология)», на котором учителя смогли получить квалифицированные ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы. Кроме этого, было предусмотрено посещение Педагогического технопарка “Кванториум” ФГБОУ ВО «МПГУ», на базе которого были запланированы мастер-классы по использованию современного технологического оборудования в учебном процессе и знакомство с виртуальными симуляторами.
Работу Стратегической сессии, задачей которой было определение основных векторов развития технологического образования в образовательных организациях основного общего образования, открыл директор Института физики, технологии и информационных систем к.п.н., доцент Лозовенко С.В. Ведущими сессии были к.п.н., зам. директора ИФТИС по УМР Косино О.А. и д.п.н., зав. кафедрой технологии и профессионального обучения ИФТИС Субочева М.Л. В первой части Стратегической сессии докладчиками были: Бурдаков Денис Александрович – ведущий специалист отдела содержания образования ГАОУ ДПО МО “Корпоративный университет развития образования”, обозначивший проблемы и перспективы реализации учебного предмета «Труд (технология)» в образовательных организациях Московской области; Филимонова (Кудакова) Елена Николаевна, учитель труда (технологии), методист ГБОУ Школа № 1747 имени героя Советского Союза Д.М. Румянцева, г. Москва, к.п.н., Почётный работник общего образования РФ, победитель конкурса лучших учителей РФ ПНПО, дважды лауреат конкурса «Грант Москвы в сфере образования», автор УМК по технологи и Босак Оксана Игоревна, учитель географии, заместитель директора ГБОУ Школа № 1747 имени героя Советского Союза Д.М. Румянцева, г. Москва, Почётный работник общего образования РФ, имеющая нагрудный знак “Почётный наставник”, лауреат конкурса “Грант Москвы” в области наук и технологий в сфере образования, представившие банк заданий, формирующих функциональную грамотность на уроках труд (технология), на внеурочных занятиях и в интеграции с другими предметами; Патрушева Мария Павловна, ассистент кафедры технологического образования Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, поделилась опытом решения проблем организации производительного труда школьников в современной школе; Ольховая Анастасия Михайловна руководитель Академии VR Concep, представила разработку умных виртуальных симуляторов для обучения работе с электроинструментами на уроках труда (технологии) с применением VR и ИИ; Абдулгалимов Грамудин Латифович, профессор кафедры технологических и информационных систем Московского педагогического государственного университета, д.п.н., доцент и Дульцев Антон Игоревич, старший преподаватель кафедры технологических и информационных систем Московского педагогического государственного университета, рассказали о реализации модуля «Робототехника» в основном и дополнительном образовании» и содержании обучения школьников по теме «Квадрокоптеры» в модуле «Робототехника» учебного предмета «Труд (технология)»; Сидорина Екатерина, руководитель отдела развития комплексных образовательных проектов «Школа Робототехники СПб» представила опыт разработки и внедрения вариативных модулей учебного предмета «Труд (технология)».
В рамках стратегической сессии были организованы встречи с руководителем редакции технологии и естественных наук, Издательство «Просвещение» Панкратьевой Марией Евгеньевной, председателем Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по технологии, деканом технологического факультета Государственного социально-гуманитарного университета, к.пед.н., доцентом Смирновой Еленой Алексеевной.
Участники сессии были не просто слушателями, они активно участвовали в дискуссии как очно, так и дистанционно.
Большой интерес вызвали мастер-классы, тематикой которых были:
– Возможности образовательных решений «Интернета вещей» для уроков «Труда(технологии)» и проектной деятельности;
– Методика преподавания основ образовательной робототехники и программирования (на базе комплекса образовательных инструментов RED X);
– VR-технологии в образовании;
– Общие принципы компьютерного моделирования объектов в Компас-3D.
В завершении Стратегической сессии были уточнены ключевые направления развития трудовой (технологической) подготовки обучающихся 5-9 классов, в частности, выработаны позиции по методике преподавания новых технологий, представленных в инвариантных модулях, и ряд других, а также определены возможные пути повышения квалификации учителей труда (технологии). Основные идеи в обобщённом виде вошли в заключительный документ, принятый на конференции.