Международная исследовательская школа – это не только учебно-исследовательский проект для школьников. Это еще и настоящая база педагогической, а также предметной практики наших студентов: Школа дает им возможность применить полученные в течение года знания, а также научиться новому.
В этом году в качестве тьютора группы робототехников «Сумобот» выступает студент кафедры испанистики Института филологии и иностранных языков Данила Захаров: «Весной этого года мне неожиданно предложили поехать в Мексику вместе с преподавателями кафедрой психологической антропологии Алексеем Сергеевичем Обуховым и Инной Сергеевной Конрад в качестве переводчика. Они занимаются изучением традиционной культуры, и наша работа должна была пройти в деревне, где проживают уичоли – коренной народ этой страны. Они говорят на двух языках – уичоль и испанском.
Мексика меня поразила! Во-первых, это совсем другая жизнь – природа, еда. Это довольно забавно: гулять среди кактусов, а за обедом пробовать суп из них. Во-вторых, невероятный опыт – окунуться в жизнь людей, которые до сих пор верят в духов и ходят к шаманам. Наша группа состояла из взрослых, собственно, преподавателей, и студентов и лицеистов, которые тоже собирали этнографический материал. Так что для меня это была не только языковая практика, но и педагогическая.
Организаторами экспедиции были Ксения Сергеевна Сальникова и Хуан Альберто Гевара Харамийо, который уже много лет приезжает в нашу страну на Международную школу как тьютор проекта «Робототехника». Во время экспедиции было много рассказов про Школу, в работе которой участвуют как раз все преподаватели, с которыми я ездил. У меня сложилось впечатление, что это какой-то очень необычный проект – по форме, содержанию и атмосфере: дети из разных стран приезжают в Москву, здесь разбиваются на небольшие интернациональные команды и ведут исследовательскую работу, например, по химии, физике, лингвистике. И все это – всего за неделю! Даже сложно представить, как такое возможно. И вдруг мне предложили в нем поучаствовать в паре с Хуаном.
Вообще, мне всегда было интересно мастерить, вырезать фигурки из дерева, например. Тут же можно было попробовать делать фигурки, которые двигаются, летают, издают звуки вместе с ребятами из разных стран. И не по принципу «в конце посмотрим, что получится», а выстраивая серьезный проектно-исследовательский план. На проекте “Сумобот” сверхзадачей было создать роботов-сумоистов. Но не просто собрать! Именно в процессе работы нужно было понять, как лучше их сконструировать и что нужно сделать, чтобы они начала двигаться и бороться.
Школа проводится уже девять лет, и то, как она сделана, объясняет, почему сюда столько лет подряд стремятся дети и тьюторы из разных стран. Прежде всего, это возможность узнать что-то новое – из физики, химии, психологии. Это зависит от того, что предложат тьюторы. Но это возможность попробовать себя: как я вообще смогу – понять, сработаться с другими. Тем более на английском языке, а он неродной почти для всех. Плюс ко всему, на Школе очень много всяких активностей – командообразование, спортивные соревнования, вечер культур, да и просто неформальное общение. Это весело.
Но главное, что ты учишься новому, но не за партами, не по звонку, а в команде, где есть взаимная ответственность за результат и общая цель.
Для меня Школа – это огромная практика. Если говорить о языке, то Хуан говорит на испанском и английском, но какие-то моменты перевода у него вызывают затруднения. Поэтому получалось, что я перевожу с испанского на английский – использую два языка, которые учу в университете.
Но важна, конечно, образовательная составляющая: она тут есть и для участников, и тьюторов. Я смог получить представление о том, как работу выстраивает Хуан, который преподает робототехнику детям в Пуэбло. Кстати, он приезжал к нам в университет и рассказывал о своей работе.
Больше всего меня поразило, как все включались в работу. Вот я могу сказать, что когда работа начиналась, у нас первое задание было составить правила поведения в аудитории, в нашей лаборатории. И ребята сначала об этом не могли договориться, все стеснялись. Потом как-то включились, смогли начать общаться. На второй день уже вместе делали роботов. Потом нужно было начать программировать… И вот уже программируют вместе. Активно включился мальчик, который не программировал раньше, а сейчас сидит – пишет коды. Вот это меня потрясло: вначале казалось, что подобралась какая-то не очень сильная, не очень заинтересованная команда. А потом – такие изменения. Мне кажется, что это связано именно с методикой: у Хуана особый подход к тому, как наращивать сложность задания. Это особая методика – как объединять детей и включать их. Я бы это определил ее как нелинейную: это не то, чтобы он берет и выстраивает задание от простого сложного. В какой-то момент он упрощает, в какой-то момент опять все сложно. В какой-то момент он дает как бы зависнуть на одной сложности – что-то делать.
Понаблюдав за этим, я понял, что это могло бы быть полезным и в преподавании языков, думаю, что и других предметов тоже. Но мне теперь хотелось бы применить увиденное в своей работе».
Фото: К. Рахманина