У нас хорошие новости: закончился еще один проект Студенческого научного общества кафедры дошкольной дефектологии дефектологического факультета Института детства, длившийся два года.
Если говорить об истории СНО, то сначала была создана секция «Сопровождение детей с РАС: стратегия и тактика оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи», затем началась разработка совместного проекта, в котором принимали участие преподаватели и студенты кафедры дошкольной дефектологии, Института инклюзивного образования Университета управления «Тисби» и сотрудники и обучающиеся ГАОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток» (г. Казань).
Благодаря поддержке журналов «Современный детский сад» и «Инклюзия в образовании» получилось обобщить первые разработки под руководством заведующего кафедрой дошкольной дефектологии, профессора А.В. Кротковой и провести пилотный эксперимент, а также Всероссийский мониторинг социального интеллекта детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным развитием. В нем приняли участие более 600 нормально развивающихся детей и воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями интеллекта и расстройством аутистического спектра, нарушениями зрения и слуха, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Обобщающие статьи были переданы в журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».
Однако мы не остановились на этом и пошли дальше: по итогам мониторинга были разработаны три авторских методики – «Говорящие кнопки: социализация предметных действий», «Сундучок историй: коммуникативные задачи» и «Коммуникативный театр». В них принимали участие как преподаватели кафедры дошкольной дефектологии (Н.С. Лавская, Н.В. Микляева), так и студенты – бакалавры отделения дошкольной дефектологии (А.И. Гусейнова, К.А. Крылова, Е.А. Кузина), магистранты (А.Е. Шнайдер), наши выпускники (Т.А. Чудесникова, В.А. Кощеева, К.К. Белых и др.), а также коллеги-друзья из экспериментальных площадок (М.Г. Кондратова, Т.В. Кулиш).
Международное издательство «Директ-Медиа» (Москва – Берлин) вместе с ООО «Мерсибо», который предоставил нам свой Генератор картинок-5-6 (спасибо огромное генеральному директору – В.В. Бардалиму!), помогли их оформить, красочно проиллюстрировать и опубликовать в виде учебно-методического пособия и альбомов для детей.
Первая методика – «Говорящие кнопки» – используется с дошкольниками, у которых выявлен нулевой и первый уровни развития социального интеллекта: у детей нет мотивации к взаимодействию, есть проблемы в организации коммуникации и поведения, адаптации в группе сверстников.
Вторая методика – «Сундучок историй» – работает с детьми на 2-м и 3-м уровнях социального интеллекта, когда у воспитанников есть элементарные навыки взаимодействия и общения, но на первый план выходят нарушения социальных ориентировок и действий по алгоритмам.
Третья методика – «Коммуникативный театр» – используется с детьми 4-го уровня развития социального интеллекта: здесь отдельное внимание уделяется кейсам и социальным историям, направленным на формирование эмоциональной и интеллектуальной децентрации, освоение правил поведения в нестандартных ситуациях.
Каждая методика предлагает богатый набор демонстрационного материала и инструкций для организации взаимодействия с особенными детьми и представлена в виде иллюстрированного альбома для специалистов. В первую очередь, материалы могут быть полезны для детей с расстройством аутистического спектра и нарушением интеллекта, задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи, так как комплексно воздействуют на трудности коммуникации и освоение алгоритмов, тактик поведения в условиях домашнего обучения и воспитания, детского сада, развитие социального интеллекта дошкольников.
Учебное методическое пособие «Сундучок историй», обобщающее перечисленные методики и демонстрационный материал (285 страниц, включая описание методик и 10 цветных приложений – альбомов с цветными иллюстрациями), рекомендовано для педагогов-психологов, учителей-дефектологов и логопедов, тьюторов и воспитателей дошкольных групп, которые посещают дети с особыми образовательными потребностями.
Презентация пособия и подведение итогов года Студенческого научного общества кафедры дошкольной дефектологии пройдут дистанционно 27 июня 2024 года. На встречу приглашены члены общества, участники экспериментальных баз практик, а также представители фонда «Антон тут рядом» (Ю. Якуббо) и отдела инклюзивного образования РООИ «Перспектива» (М. Назукина).