27 октября 2021 г. студенты и преподаватели кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии дефектологического факультета Института детства посетили онлайн-семинар «Проблема коморбидности при аутизме: практические результаты для родителей и специалистов (включая ПМПК)».
Практический семинар был организован Научно-исследовательским центром социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС. Модератором выступил Сергей Алексеевич Морозов, ведущий научный сотрудник Центра, к.биолог. н., доцент, председатель Региональной общественной благотворительной организации «Общество помощи аутичным детям «ДОБРО». В качестве одного из спикеров в семинаре приняла участие профессор кафедры логопедии нашего вуза Татьяна Володаровна Туманова.
На встрече были освещены такие важные и интересные темы, как:
- природа коморбидности при РАС и ТМНР;
- дифференциальная диагностика РАС в условиях высокого процента коморбидности;
- влияние сложной структуры РАС на образовательный маршрут.
Обсуждая семинар, студенты и преподаватели отметили, что материалы семинара позволили углубить знания о РАС, определили основные пути дальнейших исследований по этой проблеме, подчеркнули простоту изложения научной терминологии и представленный наглядный материал.
«Семинар был весьма познавательным. Освещались вопросы, являющиеся на сегодняшний день очень актуальными и интересными. В ходе семинара я делала некоторые пометки и записи, пользуясь возможностью из первых уст узнать об опыте специалистов. Особенно мне запомнился доклад “Применение диагностического протокола для предварительной оценки вероятности наличия синдрома Мартина-Белл как высокочастотной синдромальной формы РАС”. В целом тема этиологии РАС, а также коморбидности этого расстройства является очень интересной, которую мне хотелось бы раскрыть для себя и изучить ещё лучше», — поделилась своими впечатлениями студентка 301 группы Екатерина Зинченко.
Елизавета Акименко также дала отзыв: «Тема, поднятая на семинаре довольно сложная, но актуальная на сегодняшний день, была очень интересные выступления, и для себя я выделила новый синдром, а именно “Синдром Мартина-Белл”. Я узнала, что этот синдром назван в честь ученых Джеймса Мартина и Джули Белл, в 1943 впервые описавших семью, где умственная отсталость передавалась из поколения в поколения среди лиц мужского пола. Спасибо за возможность присутствовать на семинаре!»
«Семинар был очень познавательным, особенно запомнилось выступление Татьяны Володаровны Тумановой о персонифицированном подходе, который позволяет учитывать критерии и маркеры нарушенного развития ребенка, наличие явлений коморбидности и сопряженности нарушенных процессов в контексте оптимального проектирования и реализации последующего комплексного воздействия. Никогда бы не подумала, что именно данный подход применяется в работе с детьми с РАС», — отметила Виктория Лебедева.
Особенно актуальным участие в семинаре выступило в рамках выполнения Институтом детства задания по теме «Научно-методическое обоснование и разработка новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Преподаватели кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии под руководством директора Института детства Анны Алексеевны Алмазовой разрабатывают в рамках указанного задания проект примерной основной образовательной программы нового профиля подготовки по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (уровень – бакалавриат) «Образование и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра». Разработка программы осуществляется МПГУ по заказу Министерства просвещения Российской Федерации. Работа над проектом продолжается.