25 ноября 2023 г. заведующая лабораторий сценических практик и руководитель учебного театра «Навстречу» кафедры психологической антропологии Института детства А.Е. Ростовская и студенты Учебного театра «Навстречу» в целях культурно-исторического и педагогического образования посетили выставку дизайнерского и художественного творчества – «Выставка четырёх»: Игорь Березовский, Евгений Богданов, Александр Ермолаева и Виктор Зенков.
Выставка проходила в Галерее «Выхино» Объединения «Выставочные залы Москвы». Куратором и лидером команды организаторов выставки является один из четвёрки мастеров – Александр Павлович Ермолаев, советский и российский архитектор, дизайнер, искусствовед, художник, профессор «МАРХИ», основатель «ТАФ», эксперт совета по присуждению премии в области дизайна при Президенте РФ.
Историческим поводом стало приближение полувекового юбилея экспозиции 1975 г. IX Международного конгресса ИКСИД – международного сообщества дизайнеров в Государственном Центральном концертном зале «Россия» в Москве, которая представляла актуальные мировые тенденции и преемственно продолжала линию производственного искусства 1920-х гг. Авторами и моторами небывалого по тем временам проекта была эта четвёрка молодых и творчески одарённых дизайнеров.
«Пятьдесят лет тому назад они открывали художественные ценности, которые сегодня становятся нормой дизайнерского творчества. Они стремились к точности реакций, замечающих намёки, недоговорённости, нюансы; к пониманию природы используемых материалов и конструкций, к уместности жестов и движений. Они руководствовались принципом природосообразности, каждый по-своему. Они органично соединяли призывы архитектурной традиции (от образования) и дизайнерские эксперименты в практике художественных сплавов, переплавляя в проектах принципы, закономерности, нормы в формы, которые принято было в 60-70-е гг. называть „художественным проектированием“», – из текста куратора выставки А.П. Ермолаева.
Экспонаты, представленные на «Выставке четырёх» созданы не путём прямого отражения действительности, копирования окружающего, а путём отлавливания и изображения самой сути, несут в мир экологический посыл в выборе и способах работы с материалами, что очень сближает с антропологическим подходом в педагогике.
Студенты, посетившие выставку, не только познакомились с подходом, методом, способами и принципами художественного проектирования и дизайна, но и обсудили свои взгляды на современное педагогическое образование и наставничество в сохранении традиций и преемственности поколений в диалоге с Александром Павловичем Ермолаевич, его учениками и командой организаторов.
Нельзя не поделиться некоторыми мыслями и впечатлениями студентов от посещения выставки.
Мария Коробова, дефектологический факультет Института детства, 1 курс: «Посетив “Выставку четырех”, я поняла, что через искусство можно найти точку соприкосновения с мышлением и мировоззрением ребенка. Дети, как художники, обладают необыкновенным даром чувствовать окружающее, преобразовывать эти чувства через свое тело на бумагу, в виде рисунка. Если педагог сможет познать эту науку, то эффективно будет находить подход к каждому своему воспитаннику, так как будет вместе с ним воспринимать окружающую среду. Это бесценный опыт, ведь именно на взаимопонимании строится работа педагога».
Марина Зайцева, дефектологический факультет Института детства, 4 курс: «”Выставка четырёх” поразила меня тем, как из самых простых материалов создаются очень необычные работы, – объекты, которые изначально кажутся непонятными, но стоит разобраться и ощутить их фактуру, движение, объём, и ты видишь перед собой портрет, составленный из дерева и гипса, но удивительно точно передающий суть своего персонажа, эргономичный фарфоровый сервиз, в котором продумана каждая деталь и т.д.
Большой находкой для нас стал учебник “Основы пластической культуры”, где раскрывается суть работы ТАФа (театра архитектурных форм), там упражнение за упражнением учат отлавливать суть и воплощать её материальными образами, а не переносить изображения зеркально, так как мы их видим и как будто знаем. Здесь мы заметили, что такая работа очень схожа с деятельностью нашего учебного театра, где мы работаем по тем же принципам проявления и сохранения уникальности каждого создаваемого события, которые так необходимы нам в педагогической работе, осваивая соответствующие созидательные ресурсы публичного действия – как тело, голос, пространство, ритм.
Я очень рада, что в этот день нам представилась возможность познакомиться и поговорить с Александром Павловичем Ермолаевым, не только как с автором выставки, мэтром дизайна, но и человеком-наставником и замечательным педагогом».