18 марта 2023 г. старший преподаватель, руководитель лаборатории сценических практик и руководитель учебного театра «Навстречу» кафедры психологической антропологии Института детства А.Е. Ростовская и студенты Учебного театра «Навстречу» посетили выставку «Мы были музыкой во льду» Государственного литературного музея в Доме Любощинских-Вернадских на Зубовском бульваре в целях культурно-исторического и педагогического образования, воспитания эстетического вкуса и получения опыта личностноразвивающего диалога в пространстве экспозиции.
Все участники предварительно прочитали стихотворение Б.Л. Пастернака «Высокая болезнь», составили своё представление о том, как бы они сами построили данную выставку, чтобы создать Событие встречи с его содержанием. После просмотра выставки, в самом пространстве экспозиции, совместно перечитали произведение и в диалоге друг с другом обсудили, как изменилось восприятие в стенах музея, в воссозданной атмосфере. Затем, в активной дискуссии, студенты поделились своими размышлениями о том, что даёт каждому из них опыт посещения музея для профессионального и личностного роста. Главное внимание было обращено на воспитательную и культурно-образовательную роль музея в педагогике и возможности работы с предметной организацией пространства, музыкой, звуком, ритмом, светом и цветом в создании образовательных Событий.
Выставочный проект был представлен визуальным воплощением текста «Высокой болезни» Б.Л. Пастернака. Авторы проекта убеждены, что только таким образом можно избежать
прямой и банальной иллюстрации текста, приблизиться к метафорическому смыслу всего произведения. Создатели выставки полагаются на способность читающего не пасовать перед трудностями и демонстрируют максимальное доверие к его художественному чутью и воображению.
Кураторы выставки: Ирина Ерисанова (директор Дома-музея Б.Л. Пастернака), Анна Колейчук (член Союза театральных деятелей России, член Творческого Союза художников России, дочь и соавтор одного из пионеров российского кинетического искусства, изобретателя Вячеслава Колейчука (1941–2018)).
Несколько студентов поделились своими впечатлениями от погружения в атмосферу выставки.
Марина Зайцева, 3 курс, дефектологический факультет: “Меня поразила данная выставка. Я не ожидала такого погружения, прикосновения к сути произведения.
Уже на входе зал, ступив на шуршащую фольгу, я поняла, что меня ждёт что-то совершенно иное, не похожее на стандартную музейную выставку.
В довольно небольшом помещении авторам экспозиции удалось передать ощущение холода и музыки, пробивающейся сквозь лёд. Восхищает, как на самом деле чётко, без единой случайности простроена на первый взгляд хаотичная выставка.
Во время просмотра экспозиции мы вновь прочитали поэму все вместе, и для меня она зазвучала по-новому, удалось отловить те ощущения и смыслы, которые терялись при первых прочтениях.
Было очень интересно обсуждать испытываемые чувства, ведь каждый воспринял выставку по-своему. Мы получили возможность соприкоснуться не только с произведением Б. Л. Пастернака, но и с мирами друг друга”.
Надежда Маслова, 1 курс, дефектологический факультет: “Необычная инсталляция, посвященная поэме Бориса Пастернака “Высокая болезнь”, дала возможность погрузиться в атмосферу произведения, прикоснуться к нему, войти в мир, описанный в нем.
Небольшое помещение разделено на две зоны, – для меня эти зоны представились в виде прошлого и будущего, а определенные места вызвали особенно яркие эмоции.
В зале мы нашли место, в самом углу комнаты, где висит фольга, где каждый из нас почувствовал что-то свое. Каждая деталь в инсталляции важна, все выверенно до мелочей.
Сам зал находится на 6 этаже, окна, выходящие на улицу, слегка залеплены полотном. За этими окнами шумит город, а здесь, в зале, застыли эпоха, переживания и чувства”.
Варвара Ромашкова, 1 курс, дефектологический факультет: “Выставка удивительно точно сочетается, переплетается с произведением. Воображение быстро рисует людей, выходящих из-под потока ледяной воды в колкий мороз без одежды, без обуви и бредущих по обжигающему снегу в неизвестность. Поэтому, наверное, шторы и скрытый за ними мягкий свет кажутся “домом”.
Алёна Толмачёва, 3 курс, дефектологический факультет: “Данная выставка представлялась мне совсем иной, – что можно ожидать от музея литературы? Прямые коридоры, важные документы под стеклом, портреты автора, одним словом – стерильность. Тут же все, напротив, – когда только заходишь, первая мысль это – ого!, я раньше ничего подобного не видела. Всмотревшись в каждый элемент повнимательнее и, меж тем, держа в голове главную мысль стихотворения, понимаешь насколько все сильно и продумано.
Что интересно, – чем дольше находишься в выставочном зале, тем больше замечаешь деталей и образов, а когда на картинку сверху накладываются стихи, то все кусочки мозаики соединяются в один целостный образ. А образ у каждого возникает свой, и обменявшись мыслями и чувствами, – начинаешь замечать то, что не видел раньше. Каждый элемент лежит на своем месте, даже если сперва кажется, что то, что ты видишь это полная абстракция, современное искусство, если хотите. Однако, зафиксировав свои мысли и обменявшись смыслами и эмоциями с другими, начинаешь понимать, а главное чувствовать… И когда целиком погружаешься в атмосферу, появляются мысли, что ты – это главное действующее лицо, и что ты сам герой стихотворения. Ни один другой музей не даст такого коктейля эмоций. И я открыла для себя совершенно иную концепцию создания выставок и музеев в целом. Искусство должно вызывать эмоции, – для каждого свои, но то, что музейная композиция никого не оставила равнодушным и заставила задуматься, и увидеть то, что скрыто от взора других, – это может говорить о том, что работа проделанная создателями выставки была проделана не зря, – и ее творение будет жить в нашей памяти и наших сердцах”.