С 28 ноября по 3 декабря студенты выпускной группы бакалавров, обучающиеся по программы «Практическая психология детства», под руководством доцента кафедры психологической антропологии Н.Б. Ковалевой предприняли многоцелевую поездку в Санкт-Петербург. Одной из основных целей было участие в международной научно-практической конференции «Психология XXI века: Организация психологической службы в образовательных учреждениях». В соответствии с программой на конференции были представлены доклады Н.Б. Ковалевой, А.А. Гудковой, А.И. Ильиной, Д.Р. Фатиховой, А.А. Черняковой, М.А. Золотовой, отмеченные дипломами и грамотами, а также проведен увлекательный мастер-класс «Психология понимания в современной медиасерде», в котором были раскрыты рефлексивно-позиционные технологии современной образовательной антропопрактики как важнейшего направления организации психологической службы в школе и других образовательных учреждениях.
Не менее важной целью поездки была культурная программа, включавшая экскурсии и прогулки по городу, посещение музея Достоевского, дворца Юсуповых, Эрмитажа, Исакиевского собора. А также участие в интересном иммерсивном спектакле «Жестокая иллюзия любви» площадки Скороход и пронзительном спектакле Ленсовета «Изгнание Бродского».
В результате получилось многоплановое яркое запоминающееся со-бытие как опора для дальнейшего профессионального и личностного развития студентов-психологов, находящихся на пороге выпуска в самостоятельную жизнь Тема конференции была особо важна, так как психологическая служба в образовательных учреждениях – одно из наиболее вероятных мест приложения сил выпускников кафедры психологической антропологии и несколько студентов уже работают на полставки как психологи в школах. В то же время соприкосновение с культурным наследием северной столицы, возможность совместного сопереживания и соучастия в ряде событий – бесценный опыт, укрепляющий фундамент будущего.
Вот некоторые отклики непосредственных участников поездки:
Чернякова Анна: «Мы 409 группой посетили международную научно-практическую конференцию «Психология 21 века», которая проходила в ЛГУ им. А.С. Пушкина и стали ее участниками. В первый день конференции выступали с докладами пленарного заседания. Очень понравился доклад А.Г. Маклакова он затронул такие проблемы, как зависимость успешной сдачи ЕГЭ от успеваемости в учебе учеников, привел неожиданную статистику. Обозначил цели работы психологической службы на каждом этапе обучения. Так же запомнился доклад Е.Н. Яхудиной, из которого для себя отметила интересные методики для работы с младшими школьниками. Во второй день началась работа секций, где особенно выделялись доклады студентов МПГУ. Были заданы очень интересные вопросы, которые требуют размышлений и в дальнейшем. После работы секций под руководством Ковалевой Натальи Борисовны был проведен тренинг вместе с учителями и студентами из ЛГУ. Наш любимый преподаватель показала нам иной взгляд на многие вещи, ситуации. В результате дискуссий, обсуждений, творческих форм рефлексии нам открылись новые горизонты понимания актуальных психологических проблем. Так же появилась возможность более тесного знакомства со студентами из Питера, продемонстрировавших на фоне высокой творческой включенности в тренинг ‑ иную школу мышления, что существенно обогатило наши совместные размышления. Кроме учебно-познавательной программы, так же была и культурная. Мы с группой много времени проводили в интересных местах, после – рефлексировали, встречались и обсуждали события. Посетили осенний Петергоф, экскурсию по дворцу, которая была весьма информативна. Также новым опытом для меня стал иммерсивный спектакль с неоднозначной, открытой для меня, задумкой. Очень ценно было обсудить это с утра с группой и Натальей Борисовной. Особое впечатление на меня произвел музей Достоевского: информация аудиогида была объемной, но яркой и запоминающейся, интересно было увидеть подлинные вещи, рукописи великого человека, быт его семьи, узнать подробности трагических событий его жизни, связанных со спектаклем расстрела и последующей каторги. Мой ожидаемый образ не соответствовал тому, каким он был на самом деле в жизни, каким его описывали родные люди. Особенно поразило, что несмотря на испытания он оставался веселым, невероятно ценил юмор и смех, по которому определял характер человека, блистательно читал собственные произведения как настоящий актер и активно участвовал в культурной жизни столицы. В общем, музей произвел на меня неизгладимое впечатление и побудил перечитать некоторые произведения Федор Михайловича. Ярким моментом стало и посещение дворца Юсуповых. В этом замечательном историческом месте, сочетающего в себе целые эпохи мы пережили полное погружение в мир князей Юсуповых и получили заряд эстетического переживания. В завершение этого дня пребывания в Питере мы забрались на смотровую площадку Исаакиевского собора и увидели ночной город с высоты. Поездка породила яркие впечатления, много мыслей, вдохновение, открыла новые горизонты и смыслы в исследовании, практике, жизни».
Анна Зуева: «Помимо конференции, для меня самым запоминающимся оказался спектакль «Изгнание Бродского в Леновете». Сочетание собственно работ Бродского – стихи, стихи! Исторических фактов и хронологии, социального контекста, оживающих на глазах образов и мотивов его работ создают полноту образа Иосифа и России той эпохи, несмотря на то, что отражены не все детали, но объем и глубина поражают, учитывая неизбежное ограничение по времени спектакля. Эмоции переполняют до сих пор, шутливость актеров, одновременно с жуткой драмой и болью, различные включения – романсы, танцы, которые только ещё больше углубляют в общую проблему. Я долго скептически относилась к театру – спектаклям, но эта постановка окончательно растопила лёд!!! Благодарна».
Мария Золотова: «Эта поездка принесла очень много впечатлений, начиная с интересных докладов конференции и моего собственного первого опыта выступления с докладом в рамках международной конференции, а также проведения мастер-класса со взрослой аудиторией. Волнительно и успешно! Из культурной программы представляется важным поделиться размышлениями, навеянным спектаклем об Иосифе Бродском. И. Бродский непонятный поэт, но дело тут ведь было не в поэзии, потому то спектакль парадокс. Я думаю он о споре человека и поэта, о споре филолога и жизни. Но спор этот полностью выстроен на поэтическом тексте. Здесь сплетаются и любовь, и сложная жизнь, и эпоха. При том, человек здесь оказывается “посредине мира”, где рядом с ним стоят Ахматова и Гомер. Этот спектакль спор с препарированием жизни и человека, борьба за отстаивание чувства, ошибок, смеха и слез. Спектакль гипертекст из лекций поэта, его стихов, его писем. Я думаю, что иначе и нельзя говорить о поэте, кроме как его словами. Это след уходящей эпохи, запечатленной в человеке, который принадлежит всем временам и вдохновляет на собственное творчество».
Анастасия Гудкова: «Санкт-Петербург, 2019…. Мы выезжали практически всей группой в Петербург на ежегодную психологическую конференцию в ЛГУ им. А.С. Пушкина. Я уже здесь третий, но впервые всей нашей группой. В этом году все было посвящено психологической работе в школе. Было интересно послушать коллег, какими методиками они пользуются, какие проблемы и критические точки перед ними стоят. Однако со многим пришлось и не соглашаться, потому что все-таки недаром говорят о различиях московской и питерской школ. Но это все равно было безусловно продуктивное общее пространство обсуждения и профессионального роста. Также Натальей Борисовной при нашем модерировании был проведен мастер-класс «Психология понимания в современной медиасреде». Для многих тема медиа (как ни парадоксально) стала новой, несколько участников оказались переполненными новой для них информацией настолько, что попросили передышку, но в общем и целом замысел открытия нового поля размышления и осмысления – удался. Более того участники сходу породили яркие сценки, выражали свои мысли в стихах, что способствовало творческому диалогу и синергии групповых процессов.
В рамках культурной программы у нас был совместный выезд в театр на «Жестокую иллюзию любви». Это был иммерсивный спектакль, для большинства из нас – впервые. Мнения о спектакле разделились, но все сошлись на том, что это было необычно и обсуждаемо, современно и позволяет по-новому посмотреть на тему стереотипов представлений о любви, формируемых обществом.
Так как все мы разъезжались в разные дни и разное время, то мы решили организовать совместный завтрак и поход на экскурсию. Было здорово, вкусно и тепло. Мне очень понравилась экскурсия в музей Достоевского. Я там была уже, но в первое посещение никакого отклика не вызвало. В этот раз мы взяли аудиогид, никуда не торопились – и случилось Событие, причем за счет того, что мы были вместе, встречались глазами, обменивались переживаниями это оказалось со-бытием для всей нашей группы. История о жизни и быте, о молодости и смерти, о любимых детях и женах – всё это просто поразило меня до слёз. Больше всего откликнулась история о самой смерти писателя. На январь 1881 года было запланировано так много, но болезнь пришла к. неожиданно. Перед смертью, рано утром, когда с Федором Михайловичем сидела его жена, Достоевский попросил принести Евангелие, которое особенно ценил и любил. Он открыл его на рандомной странице. Евангелие от Матфея, глава 3, ст. 14-15. (“Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду”…) «Ты слышишь – “не удерживай”, – значит, я умру»– сказал Федор Михайлович своей жене и закрыл книгу. Через несколько часов великий писатель скончался.
Далее мы решили пойти в Юсуповский дворец – это особенное место для меня. Я бываю в этом дворце каждый раз, как приезжаю в Санкт-Петербург. Мне кажется, что это самое красивое и трагичное место, которое я когда-либо видела. Даже Петергоф меня так не поражает, как Юсуповский. Аристократическая эстетика, продуманность, тайны, заговоры – все истории меня трогают. День завершили на колоннаде Исаакиевского собора. Удивительно, но не было сильного ветра, да и вообще погода располагала. Было морозно и ясно. Это была хорошая поездка. Запоминающаяся. В конце концов, мы последний год все вместе – в одной группе. 409».
Дания Фатихова: «28–30 ноября 2019 года в Ленинградском государственном университете имени А. С. Пушкина прошла XV международной научно-практической конференции ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА, посвященная теме организации психологической службы в образовательных учреждениях. В работе приняли участие более 70 человек, среди них – доктора и кандидаты наук, преподаватели и научные сотрудники вузов, а также аспиранты, студенты-бакалавры. Первый день конференции был посвящен проведению пленарного заседания и круглому столу, второй день проходил по секциям, где выступали студенты и преподаватели со своими исследованиями. После этого участники конференции работали на мастер-классах. Мастер-класс «Психология понимания в современной медиасреде», который проводился под руководством Ковалевой Натальи Борисовны и модерировался при нашей поддержке Настей Гудковой и Марией Золотовой, объединил интересных людей и позволил студентам и преподавателям погрузиться в процесс понимания «понимания». В последующие выходные дни совместно с нашей группой, мы посетили замечательные исторические места: окунулись в атмосферу жизни Ф.М. Достоевского, прошлись по парадным залам Юсуповых, да и в целом насладились атмосферой прекрасного Санкт-Петербурга. Вечером нас ждал еще один эксперимент: иммерсивное шоу «Жестокая иллюзия любви», где у нас была возможность стать участниками этого события. Эти насыщенные дни в Петербурге дали понять, насколько важно то, какие люди находятся рядом с тобой, рядом с кем ты взрастаешь духовно и умственно, и, главное, в каком диалоге: «Объясняйте это как хотите, но в Петербурге есть эта загадка — он действительно влияет на твою душу, формирует её» (Иосиф Бродский)».