22 октября 2025 года в галерее «ЗилАрт» школы № 548 прошел необычный мастер-класс для студентов ХГФ ИИИ МПГУ. Участники исследовали тему «Флора» через углубленное изучение техники линейного наброска, центральным элементом которого стала работа с «линией силы». Так студентка 1 курса специализированного высшего образования Густова Александра, делится своими впечатлениями.
«Казалось бы, что может быть проще и привычнее, чем рисование растений? Однако под руководством опытного художника-педагога Соколова Г.В. мастер-класс вышел за рамки простого рисования растений, превратившись в практическое исследование формы и пластики. Педагог предложил студентам методику, где линия была главным и единственным инструментом выражения. В течение двух часов 25 студентов, вооружившись лишь простым карандашом и бумагой, создавали уникальные работы. Студенты учились чувствовать и передавать энергию растения — упругость стебля, хрупкость листа, мощь ствола — через ритм и движение одной непрерывной линии. Атмосферу творчества и сосредоточенности подчеркивала классическая музыка. Новая методика позволила участникам отказаться от страха ошибки и «чистого листа». Рисунок превратился в живой диалог между художником и натурой, где ценностью была не ботаническая точность, а искренность и выразительность следа. Упражнения были построены так, что, имея перед глазами четкий пример и поддержку от педагога, каждый студент смог создать самостоятельную и самоценную работу. В набросках нет понятия «правильно» или «неправильно». Студенты переносили на бумагу не наброски растений, а свои чувства, мысли и собственное видение мира растений. Толщина и насыщенность линии менялась в зависимости от освещения и формы объекта — утолщаясь в тенях и на основных конструкциях и становясь тоньше на свету. Это пробуждало фантазию и заставляло обращаться к интуиции, рожденной знанием. Линия переставала быть статичным контуром и становилась живым, выразительным следом движения руки художника, его внимания и чувства. Особый акцент в материале делался на педагогическом даре учителя».
Далее автор подчеркивает, что педагог не просто учил рисовать, а формировал ответственность к полученному знанию, готовя студентов к тому, чтобы в будущем они сами могли передавать полученные навыки дальше.
«Для студентов БВО и СпВо художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ, – отмечает зам декана ХГФ ИИИ по научной работе, к.п.н, доцент РАО – Руднев И.Ю., – этот мастер-класс стал ценным опытом, продемонстрировавшим, как глубокое владение художественной техникой и продуманная педагогическая методика помогают раскрыть творческий потенциал и могут быть с успехом применены в будущей профессиональной деятельности».
В рамках мероприятия была высоко оценена аналитическая презентация студентки 2 курса базового высшего образования Александры Головиной. Ее выступление продемонстрировало уникальный синтез художественного и научно-исследовательского мышления. Будучи не только одаренной художницей, но и перспективным молодым исследователем, Александра организовала и провела собственный мини-мастер-класс для сокурсников в рамках предстоящего демоэкзамена и продемонстрировала, что современный педагог-художник должен владеть не только карандашом и кистью, но и инструментами анализа, ораторского мастерства, навыками организации и коммуникации.
Таким образом, мастер-класс, проведенный на базе профильной школы-партнера ХГФ ИИИ МПГУ, репрезентовал для будущих педагогов модель эффективного синтеза художественной педагогики и педагогической практики. В рамках мероприятия был визуализирован дидактический потенциал художественного творчества, которое выступает не только в качестве инструмента формирования технических компетенций, но и как релевантный метод самопознания и интроспекции.
На собственном примере студенты убедились, что подлинная педагогика выходит далеко за рамки простой передачи информации. Это — тонкое искусство взращивания личности, где учитель выступает проводником, помогая ученику раскрыть внутренний потенциал, обрести уверенность и сформировать свой уникальный творческий язык. Именно такой, целостный и личностно-ориентированный подход, лежит в основе подготовки современного педагога-художника на ХГФ ИИИ МПГУ.
Вот как отзываются о мероприятии сами студенты:
Филяева Анастасия, студентка 2 курса
22 октября мой визит на урок по скетчингу в Школе № 548 (корпус ЗИЛАРТ) вновь подарил мне массу прекрасных впечатлений! Я давно восхищаюсь этой школой и нашей просторной аудиторией, где царит атмосфера, располагающая к творчеству.
Занятие началось с выступления Ивана Юрьевича Руднева – руководителя практики НИР от ХГФ ИИИ МПГУ, который кратко освежил в нашей памяти вопросы научно-исследовательской практики и предложил новое, увлекательное задание.
Затем Александра Головина познакомила нас с миром «линии силы» в своей вдохновляющей презентации. Она так меня воодушевила, что мои наброски вышли на новый уровень! Мы выполнили упражнение на расслабление и развитие чувства линии: рисуя под музыку и экспериментируя с нажимом карандаша, каждый из нас создал свою уникальную «линию силы».
Особенно мне запомнился этап рисования растений. Радовало, что в презентации показали не только теорию, но и предоставили живые образцы для работы с натуры. Геннадий Владимирович Соколов- руководитель практики от школы № 548, работал рядом с нами, подробно объясняя, как с помощью линии передать структуру и характер растения.
После самостоятельной практики состоялся просмотр наших работ. Для меня стало большой и приятной неожиданностью, что несколько моих набросков отобрали для выставки! Я бесконечно рада, что снова побывала на этом замечательном занятии и улучшила свои навыки в области ботанического скетчинга.
Выражаю огромную благодарность руководителям практики за эту возможность! День прошел невероятно продуктивно и подарил мощный заряд вдохновения.
Лукашина Алиса, студентка 2 курса
22 октября состоялось занятие по скетчингу. Его открыл Иван Юрьевич Руднев, который ознакомил нас с дальнейшими заданиями и требованиями к их выполнению. Затем с докладом выступила Головина Александра, погрузив нас в мир линий. Её презентация содержала множество ценных для художников примеров, демонстрирующих выразительность и практическое применение различных типов линий. Александра профессионально выстроила диалог с аудиторией, проявив высокий уровень мастерства и коммуникативные навыки.
В практической части занятия мы выполняли скетчи растений. Основной задачей было за две минуты передать главные черты и характер цветка, используя минимальное количество линий. На мой взгляд, поставленная задача была успешно выполнена — нам удалось создать значительное количество набросков, систематическое выполнение которых, несомненно, будет способствовать развитию наших художественных навыков. Этот опыт наглядно продемонстрировал, как разнообразные линии — кривые, прямые, сложные и лаконичные — в итоге складываются в целостное изображение.
Практическое занятие оказалось чрезвычайно увлекательным и запоминающимся. Особую ценность представляла постоянная поддержка преподавателей, которые подробно разъясняли все возникающие вопросы. Хочется выразить искреннюю благодарность руководителям практики за организацию таких мастер-классов, которые проходят в теплой атмосфере и в окружении увлеченных творчеством людей.





















