Наши коллеги продолжают знакомиться с системой образования Германии.
Наталья Колотенкова
Садик Энштейна.
Сегодня половина нашей группы посетила совершенно нестандартный детский сад. Он отличается не только по дизайну, но и по внутренней структуре. Во-первых, это не классический детский сад, с просторными коридорами, различными группами, за которыми закреплены комнаты. Особенность в том, что он выглядит как один большой дом, комнаты которого оборудованы под различные виды деятельности: ателье, лаборатория, комната отдыха, “бистро”. Очень интересно, что нет групп. Дети разновозрастные: от трех до 6-7 лет. У детей достаточно гибкий график, воспитатели не управляют и не заставляют детей что-то делать, но есть определенные часы, в которые дети собираются все вместе в “круг”. Там у них происходит речевое развитие, рефлексия, они высказывают свое мнение, делятся друг с другом своими эмоциями, а самое важное – слушают друг друга. В каждой комнате “дежурят” воспитатели. Они просто следят за деятельностью детей и помогают им, если это нужно. Такая среда стимулирует к самостоятельной исследовательской деятельности ребенка. Это позволяет ему лучше развиваться, так как инициатором является он сам. Примечательно, что во второй половине дня в этот сад приходят школьники и делают там домашнее задание.
Детская лаборатория включает живой уголок, где дети ухаживают за животными, “сближаются” с природой. Кроме того, лаборатория учит детей заботиться о других, наблюдать и делать выводы. В этой же комнате они выращивают червей, а также с помощью различных приборов пытаются узнать что-то новое про окружающую среду. Педагог дает информацию детям, возможность подумать и найти ответ на интересующие вопросы.
Комната отдыха и расслабления оборудована различными светильниками, играет успокаивающая музыка и есть предметы, предназначенные для массажа. Здесь дети могут отдохнуть, поспать, в определенное время педагог им там читает сказку.
Все помещения садика оборудованы так, что ребенок имеет доступ ко всем вещам, у него огромный выбор направлений деятельности. Это, на мой взгляд, большой плюс.
Терешкина Арина
Путешествие по Германии продолжается.
В среду мы посетили детский сад, который работает по педагогической системе Реджио Эмилио. Территория садика по сравнению с другими, которые мы посетили, достаточно небольшая. Здание садика это небольшой дом с множеством просторных помещений. Одно из помещений отдано под ателье, где дети могут делать и мастерить все, что им захочется. Там есть неограниченное количество материалов: тряпочек, пуговиц, ленточек, ниток, карандашей, бумаги и т.д. Во время нашего посещения детки работали в ателье: накладывали гипс на пальцы, руки и даже лицо, потом снимали его и получившиеся слепки раскрашивали красками. В другом помещении располагается пространство для речевого развития. В комнате много стеллажей с книгами, магнитные доски с буквами, плакаты с разными словами и даже на разных языках. Посередине комнаты стоят столики, за которыми детки общаются, а также кушают. Еще в этом помещении располагаются полки с детскими портфолио, которые на протяжении обучения ребенка собирает воспитатель. Из комнаты речевого развития дети могут свободно пройти на кухню. Еду для завтрака и обеда ребята приносят с собой в маленьких контейнерах из дома. Можно пообедать и на месте за дополнительную плату. В третьей комнате находится пространство для развития логики и математических способностей. Там находятся конструкторы, зеркала, большая линейка для изучения сантиметров и т.д. Из этой комнаты мы можем попасть в маленькую комнату для релаксации и отдыха. Так как садик неполного дня и работает с 7:00 до 14:00, дети не спят. Все три пространства для развития соединяет большая круглая комната с лавочками, расставленными по кругу, общими раздевалками, фотографиями всех детей, объявлениями, пианино и полками для поделок. Это помещение называется «пьяца», то есть площадь для обсуждения и детских конференций. На одной из таких конференций мы смогли побывать. Во время конференции воспитатели спрашивали детей о том, что они делали вчера, что нового узнали, чем занимались сегодня, еще они поздравляли с днем рождения мальчика. Каждый ребенок походил к нему, поздравлял и жал руку. Кроме того, для детей был устроен экскурс в профессию врача. Мама одного из воспитанников, врач по профессии, рассказала маленьким слушателям про свою работу и даже принесла с собой некоторые инструменты. Дети трогали реквизит и задавали интересующие их вопросы. Также в саду есть учительская, прачечная и туалет. На улице прямо перед главным входов располагается деревянная площадка с тремя качелями, лесенками, детским скалодромом и домиком. Площадка не очень насыщенная предметами, но тем не менее детям не было скучно, они с легкостью находили для себя игру или занятие. Пока мы были в садике, мы не только наблюдали учебный процесс, но и даже участвовали в нем. Я выделила для себя основные принципы программы Реджио Эмилио: ребенок достоин уважения не меньше, чем взрослый; дети вольны в выборе занятия; дети учатся, взаимодействуя с предметами и другими детьми; их нельзя ограничивать; у детей должен быть неограниченный спектр выражения своего Я.
Котова Диана, Петрова Полина
В четверг мы посетили детский сад “Эйнштейн”. В него ходят дети от 3 до 12 лет. Детский сад представляет собой большой дом и просторную территорию перед ним. Существует 1 разновозрастная группа, включающая в себя детей с ОВЗ. На цокольном этаже находится ателье, к которому ведет лестница. Стена, находящаяся сбоку от нее, увешана картинами знаменитых художников и краткой информацией о стилях, в которых они написаны. Спустившись, можно увидеть выставку работ детей, книги по искусству на полке и вход в само ателье. Каждый ребенок, входя в ателье, должен надеть фартук для работы (рисование, лепка). После этого ребенок в помещении ателье берет любой нужный ему материал и работает с ним. Материал по мере необходимости добавляется или ставится новый.
Также в здании есть зона конструирования. Здесь есть все необходимые материалы для данного вида деятельности (конструктор в разных вариациях, изображения архитектурных сооружений, книги по архитектуре).
Рядом с зоной конструирования находится зона релаксации. Для каждого ребенка там есть спальное место (над ним написано имя). Также там находятся книги со сказками, диски с мантрами и магнитофон, приспособления для массажа и световые приборы.
Перед зоной речевого развития размещены книги для детей разных возрастов (детская библиотека).
В комнате-зоне речевого развития дети младшего возраста имеют возможность изучать буквы, учиться читать и писать. Дети, приходящие из школы (7-12 лет), делают уроки. Также, вне зависимости от возраста, в этой комнате дети имеют возможность поиграть или порисовать.
Одно из помещений делится на 2 зоны: детский театр и зона физического развития.
В детском театре занимаются только те дети, которые хотят участвовать в постановках. Важным принципом театра является то, что ребенок не может выйти из сценической постановки и из процесса ее подготовки (репетиций). Помимо детей в постановках участвуют родители и педагоги. В год ставится 2-3 постановки.
В зоне физического развития находится всё необходимое оборудование для занятий спортом.
Также есть кухня, в которой воспитатель готовит вместе с детьми и обучает их кулинарному мастерству.
Рядом находится комната, в которой дети могут познакомиться со специями и изучить их.
Еще одна отдельная комната состоит из 2 зон:
1. Детский мини-зоопарк. Там находятся ящерицы и биологический материал для ознакомления с живой и неживой природой.
2.Мастерские для индивидуальной работы ребенка (лепка из песка, сооружение из коробок различных предметов, печатание фотографий).
Собрания проводятся с родителями в праздники (Пасха, Рождество, летний день суббота или воскресенье). Родительские вечера проводят два раза в год с каждым родителем. Ритуал перехода из детского сада в школу – выдача портфолио, коллективная ночевка в детском саду, выход в лес на 2 недели.
Принципы педагогики:
1. Быть на одном уровне с ребенком (глаза в глаза).
2. Ориентация на интересы и возможности ребенка, а не на образовательную программу.
3. Возможность свободного перемещения ребенка по территории детского сада.
4. Широкие рамки активности и деятельности детей.
Петрова Полина
Мы побывали сегодня в детском саду, работающем в рамках педагогической системы Реджио Эмилия.
Детский сад располагается в небольшом по площади доме, включающем в себя вестибюль и пять комнат. Рядом со зданием садика находится детская мини-площадка с песочницей, качелями, лесенками, спортивным детским комплексом для физической активности. В данном детском саду находится 64 ребенка, представляющие из себя одну большую разновозрастную группу (от 2 до 7 лет). Дети делятся на детской конференции по комнатам по интересам.
При входе в здание мы попали в вестибюль детсада, в котором кругом стояли лавочки и детские стулья, в котором располагались вешалки для детской одежды и ботиночек. Вестибюль является местом, где проводятся традиционные детские конференции утром и вечером поется песня с детьми как ритуал выхода из детского сада.
По краям вестибюля располагаются двери – входы в комнаты, где играют дети.
Первая дверь ведет в комнату конструирования. Она представляет собой большой коврик и шкафчики с материалом для конструирования (различные виды конструктора). В комнате также находятся энциклопедии по архитектуре и карта, на который обозначены ниточками города, на ниточках подвешены изображения архитектурных сооружений. Дети пытаются построить их или же сооружают что-то свое. Из данной комнаты дверь ведет в комнату релаксации, включающую в себя кровать, иллюминирующие элементы, магнитофон, книги сказок. Здесь дети в количестве не более трех человек могут отдыхать без взрослых или же имеют возможность в тишине послушать сказку, которую им прочитает воспитатель.
Вторая дверь ведет в комнату, разделенную на две зоны. Первая – столовая, где дети могут поесть. Вторая – зона настольных игр, в которые дети играют либо одни, либо с воспитательницей. Здесь же рядом располагается кухня, в которой воспитатели детям готовят кушать.
Третья дверь ведет в ателье. Это зона продуктивной деятельности детей (рисование песком, карандашами, красками, лепка, создание фигур из гипса, пластилина).
Четвертая дверь ведет уже в комнату педагогов, где они могут работать с бумагами и проводить свои заседания. За каждой зоной детского сада закреплен один воспитатель, ответственный за нее. На усмотрение детского сада он может проходить курсы повышения квалификации по специфике своей зоны детского сада.
В детском саду проходит 2-3 родительских собрания в год, а также встречи по праздникам. На каждого ребенка заведено портфолио, в котором отражается деятельность ребенка в ходе проектов, проводимых детским садом (его речи, слова, действия в рамках общего действия, готовые продукты работы). Данные папки могут быть показаны только самим ребенком тому, кому он захочет показать ее, или же просмотрены родителями и воспитателями. Также ведется папка проектов с полным их описанием, описанием их проведения для родителей, которая лежит у входа. Она уже не персональная, а общая.
Принципы педагогики данного детского сада:
1. Самостоятельность ребенка и его ответственность за свои действия с 2 до 7 лет.
2. Разделение функций семьи и детского сада.
3. Воспитатель – не часть семьи, а лишь педагогический работник.
4. Принцип дистантности между детьми и воспитателем.
А вот еще одно посещение
Новикова Дарья, Шрамко Карина, Колотенкова Наталья
30.04.2015
Сегодня мы посетили детский сад, основой которого является redgio-педагогика. Благодаря этому нам удалось посмотреть еще один принцип построения образовательной среды для дошкольников. Основным элементом данного детского сада является исследовательская деятельность детей. Они познают мир, изучают различные науки, явления,которые их интересуют. То есть, если ребенка заинтересовал тот или иной вопрос, он начинает искать на него ответ. Это происходит и с помощью педагогов. Но тут хотелось бы отметить, что воспитатель не диктует ребенку то, что он должен делать, то есть педагог не играет роль ведущего, а лишь помогает и подталкивает его к какой-либо деятельности. Также воспитатели работают не над тем, чтобы заполнять пробелы в знаниях ребенка, то есть они не концентрируют внимание на том, чего не умеет ребенок,а наоборот, они работают над тем, что нравится ребенку, и над его умениями. Еще одним принципом данной программы является то, что среда, в которой находятся дети, является третьим воспитателем. Она провоцируют познавательную активность детей.
И теперь мы немножко скажем об устройстве детского сада. Он состоит из нескольких комнат. В одной находится ателье, где детки могут делать различные поделки, накладывать гипс, рисовать и многое другое. В другой группе дети могут конструировать, так как эта комната оснащена множеством различных материалов. Третья комната подразумевает изучение письма и бытовых навыков. Еще есть комната “релаксации “, в которой находится кровать. В ней дети могут отдыхать, делать массаж специальными приспособлениями. Еще есть комната научная. В ней находятся микроскопы, математические принадлежности и все то, что поможет изучить ребенку физику, математику, географию и др.
В этом детском саду как и в садике Эйнштейна проходят конференции.В центре детского сада находится помещение, в котором стоят по кругу лавочки. В определенное время дети с воспитателями садятся в круг и обсуждают различные темы, которые выдвигают дети. Но это обсуждение проходит в каждой комнате (группе), не только в центре детского садика.
Также стоит отметить, что в этом жестком садике как и в Вальдорфском саду большую роль играет эстетический момент.
Тужик Ксения, Писарева Анна
29 и 30 апреля мы посетили два детских сада основанных на Реджио-педагогике.
В первый из дней мы побывали в садике за пределами города, который строго придерживается Реджио-педагогики. В самом начале нас встретила заведующая, которая провела ознакомительную мини-экскурсию по пространству сада. Строение сада оказалось непривычным для нас. Мы входим в здание и попадаем в большое круглое помещение, которое приспособлено и под гардероб, и под конференц-зал, и под демонстрацию работ детей. Отсюда нам открываются 5 помещений: комната персонала, ателье, туалет, комната развития речи, комната конструирования и медитации. Согласно Реджио-педагогике, в 9.00 утра дети собираются в конференц-зале вместе с педагогами и, иногда, приглашенными гостями, где дети обсуждают со взрослыми интересующие их вопросы – это называется детская конференция. После нее дети могут беспрепятственно передвигаться из комнаты в комнату, в зависимости от их интересов. Еще одной особенностью этого детского сада является то, что в нем нет привычного для нас деления на группы, дети разных возрастов могут заниматься в любом из помещений. В каждом помещении два воспитателя, которые отвечают за пространственно-предметную среду, развитие детей в нем. У детского сада, как мы успели понять, есть несколько важных принципов: дети делают то, что они хотят, а воспитатель служит лишь помощником и ассистентом; детский сад для ребенка – лишь образовательное учреждение, а не замещение семьи. Основополагающим элементом данной педагогики является обязательное наличие «Ателье». Ателье – это комната, в которой собраны и доступны для детей различные материалы для рисования, творчества, поделок и т.д. Также нам предоставили возможность посмотреть папку с проектами и личные портфолио детей. В первой из этих папок мы увидели все проекты, которые делали дети. Проект играет центральную роль в Реджио-педагогике. Зачастую проекты рождаются в играх и разговорах и базируются на подлинных интересах детей. Темы проектов исходят из повседневного опыта ребенка, например: тени, дождь, город. Один проект может длиться сколь угодно долго – от нескольких часов до целого года. Важен сам процесс, а не конечный продукт. Во второй папке, которая называется «портфолио», собраны проекты, проделанные именно этим ребенком. Эту папку ведут воспитатели, они записывают туда именно то, что внес ребенок в этот проект, а также его фразы. Хочется отметить, что речевое развитие является ключевым моментом Реджио педагогики.
В этом детском саду нам дали четко понять, что воспитатель для ребенка лишь педагог, а не мамозаменитель. Мы по привычке играли с детьми, тиская их, обнимая, таская на руках, а нам сделали замечание. Это так же связано и с тем, что ребенок не должен быть открыт к чужим людям, это вредит развитию его самостоятельности.
Второй детский садик, который мы посетили, тоже основан на Реджио-педагогике. Когда мы приехали, нас встретила доброжелательная воспитательница, которая разговаривает как на немецком, так и на русском языке. Согласно данной педагогике, в 9 часов утра в садике проходит конференция, на которой собираются все дети разных возрастов вместе с воспитательницами и, сидя в кругу, обсуждают различные темы. Дети придумывают и обсуждают со взрослыми то, какие проекты хотят реализовать, также они обсуждают сегодняшний день, т.е. какой сегодня день недели, месяц, какая погода на улице. После конференции воспитательница устроила нам обзорную экскурсию по садику. Подвал здания оборудован под ателье для детей, в котором они могут брать различные материалы и делать поделки, аппликации. Отличительная особенность данного ателье – дети в нем могут делать те работы, которые они сами придумали, то, что подсказывает им их воображение. Перед детьми не ставят определенных рамок или границ. На первом этаже находится комната для экспериментов. В ней присутствуют несколько аквариумов с ящерицами, кожа змей, черви в контейнерах. В этот день детей учили книгопечатанию. Они пытались проявить свои фотоснимки на бумагу. Также на 1 этаже находится комната для письма, счета. Отличительной особенностью данного детского сада является наличие особой договоренности со школой, расположенной поблизости. Дети из начальной школы приходят после учебы в детский сад и выполняют домашние задания. Воспитательницы помогают им, если возникают трудности, а дети помладше внимательно слушают и наблюдают за школьниками, которые рассказывают о том, как устроена школа и чему они там научились. На втором этаже расположена комната для отдыха, комната для конструирования и комната-театр. В последней присутствуют различные музыкальные инструменты и сцена. В ней же расположен уголок для занятия физической деятельностью. В данном саду дети охотно шли к нам на контакт и пытались вовлекать нас в свою активную деятельность.
Конечно, оба этих детских учреждения очень похожи. В первую очередь тем, что вся их деятельность основана на Реджио-педагогике. Но второй детский сад основывается не исключительно на Реджио-педагогике, хотя и охватывает ее основные принципы, помимо Реджио-педагогики детский сад использует концепции Монтессори и Вальдорфской педагогик.
Но вернемся к Реджио-педагогике, где основной принцип воспитания основан на том, что ребенок всегда открыт для нового и развивается через самовыражение. Поощряя процесс восприятия детьми окружающего, помогая им вдуматься и оценить то, что вокруг, педагоги раскрывают способности детей, но ненавязчиво, через желания и мотивацию самого ребенка. Ребенок учится у самого себя, у других детей и взрослых, но не прямо, а косвенно, включая свои впечатления в деятельность, перерабатывая их в процессе творчества. Пространственно-предметная среда этих образовательных учреждений, обязательное наличие ателье – все это помогает детям осуществлять собственные проекты. Свобода выбора и свобода самовыражения царят во всем, ребенок занимается только тем, что ему интересно в данный момент, самолично решает задачу, которую сам же себе и поставил. Взрослые для детей здесь не сторожа, не надсмотрщики, а верные и незаметные друзья, которые умеют вовремя появляться и вовремя самоустраняться.
Но есть и отличия. В первом детском саду нам не разрешили обнимать деток, тесно с ними контактировать. По мнению педагогов, ребенок должен получать тепло и ласку в семье, он не должен открываться, привязываться к чужим людям, не должен доверять им. В детском саду, в котором мы провели второй наш день, посвященный Реджио-педагогике, мы тесно общались с детьми, играли в игры, вместе пели песни, могли держать ребятишек за руки и обнимать их. Соответственно, в этом садике не считают, что ребенок не должен доверять незнакомым, дети могут быть открыты всем.
Второй детский сад, как отмечено выше, совмещен со школой, ему больше присуща преемственность поколений. Можно сказать, что после прихода школьников детсадовцы уже находятся под их присмотром. Их раньше начинает интересовать то, чем занимаются школьники, а следовательно, развитие происходит быстрее.