Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Студенты и преподаватели Института детства приняли участие в XI международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века. Теория и практика современной психологии»

Наука

 

7-8 апреля в Ленинградском государственном университете им. А.С. Пушкина  проходила конференция «Психология XXI века. Теория и практика современной психологии», соучредителем и активным участником которой традиционно является наш университет. МПГУ был представлен несколькими факультетами, на конференции выступаа исследовательская группа под руководством доцента кафедры психологической антропологии Натальи Борисовны Ковалевой, включающая двух магистрантов и 10 студентов Института детства МПГУ.

В ходе пленарного заседания были подняты актуальные вопросы развития психологии как науки, направленной на обеспечение масштабных стратегических целей модернизации российского образования. В докладе декана факультета педагогики и психологии МПГУ Татьяны Николаевны Сахаровой были представлены результаты исследования смысложизненных ориентаций студентов в соотнесении с их включенностью в профессиональную деятельность.

В пленарном докладе Н.Б. Ковалевой были раскрыты базовые принципы реализации актуального образовательного прототипа с позиций современной психологической антропологии; дан краткий обзор основных направлений экспериментальных исследований на кафедре психологической антропологии МПГУ.

Наиболее значимые и интересные результаты подробно обсуждались в секционных прениях после докладов наших студентов (членов Студенческого научного общества кафедры психологической антропологии МПГУ).

Ученые Ленинградского университета выступили с рядом докладов, обобщающих результаты масштабного лонгитюдного исследования (проводимого под руководством декана факультета психологии Анатолия Геннадьевича Маклакова) познавательных процессов, самосознания и эмоционально-мотивационной сферы учащихся учебных комплексов ленинградской области на всех ступенях общего образования.

Работа второго дня была организована по трем секциям и двум направлениям: а) психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в различных учреждениях (секции №1, №2); б) психологическое сопровождение профессиональной деятельности (секция №3).

В первой секции (руководители Э.С. Чугунова и Т.Н. Сахарова) с докладами, отразившими результаты собственных исследований, выступили представители делегации Института детства МПГУ: студентка 2-го курса факультета начального образования Александра Бурьянова рассказала о результатах исследований ценностных ориентаций студентов 1 курса МПГУ, проведенных по методике Е.Б. Фанталовой; а магистрантка кафедры психологической антропологии Светлана Данильчева представила результаты исследования картины мира подростков и юношества в контексте формирующего эксперимента, выстроенного на основе рефлексивно-позиционного подхода к сценированию ситуаций личностного развития в гипертекстовой среде (Н.Б. Ковалева, 2010).

Во второй секции (руководители Н.Б. Ковалева и И.А. Куницына) со своими докладами о результатах исследовательской работы также выступали наши студенты: Ксения Запольская, Алеся Карунина, Светлана Ковалева, Анжелика Курбатова, Полина Рыжакова, Вера Лындина, Виталий Минаев, Алексей Москалев, Марина Фунтусова, Дмитрий Широнин.

Вера Лындина представила интересные материалы сравнительного исследования опорных образов картины мира, порождаемых «колыбельными песнями», на различных этапах взросления. Оказалось, что рисунки, иллюстрировавшие зарубежные колыбельные практически полностью совпадали с их содержанием, а в иллюстрациях российских колыбельных раскрывалась идентичность, появлялись глубокие образы, передающие величие России, красоту ее природы, взаимоотношений, поэзию материнства, гордость за свою страну у всех участников от 5 до 20 лет без исключения. В докладах второкурсников Ксении Запольской, Анжелики Курбатовой, Алексея Москалева были продемонстрированы результаты исследования ценностных ориентаций второклассников; их представлений о дружбе. Проанализированы возможности психологического сопровождения и принципы сценирования развивающих занятий на основе игровых методов, развиваемых новой педагогикой (Е.И. Булин-Соколова, А.С. Обухов, А.Л. Семёнов, 2014 и др.). Не менее яркими и убедительными были выступления второкурсниц Алеси Каруниной, Полины Рыжаковой, Марины Фунтусовой; равно как и первокурсников Виталия Минаева и Дмитрия Широнина. Докладчикам удалось выявить и охарактеризовать некоторые современные тенденции в меняющейся картине мира и в самосознании юношества. Были раскрыты параметры положительной динамики формирования культуросообразных ценностных ориентаций московских старшеклассников и студентов: параметрический рост модельных характеристик «ориентации на культурные и нравственные ценности»; «стремление к профессионализации», «целеустремленность». А также выявлены: а) низкий уровень «субъектности» (самостоятельности и автономии) организации собственного досуга, неразвитость «культуры понимания текста, образа, мысли». Исследования Светланы Ковалевой подтвердили высокую выраженность феноменов «клипового мышления», «вмененного понимания», «проявлений мозаичного и клишированного сознания» ‑ среди успешных старшеклассников и студентов в том числе.

Большой интерес вызвал мастер-класс по теме «Вмененное понимание. Как преодолеть стереотип», проведенный магистрантами кафедры психологической антропологии Светланой Ковалевой и Светланой Данильчевой (под рук. Н.Б. Ковалевой).

В процессе модерирования групповой работы ведущие показали и проанализировали некоторые механизмы формирования «стереотипов, клишированных и не критично усвоенных мнений» (под воздействием СМИ, рекламы и социальных сетей). Убедительно продемонстрировали возможности рефлексивно-позиционного подхода и медиагерменевтических технологий в «преодолении ограничений понимания и самосознания за счет формирования условий для освоения образно-знаковой основы языка и развития образного мышления».

В целом, поездка удалась и принесла много впечатлений, позволила лучше понять и увидеть смысл собственной исследовательской и образовательной практики, обогатила новыми контактами и возможностями. Вот что пишет участница конференции Александра Бурьянова: «Мне понравилось участвовать в выездных конференциях, где можно пообщаться с другими студентами, получить советы и взгляд со стороны от старших коллег. Удалось немного познакомиться с ленинградской школой, и сравнить её с нашей, так как известно, что она во многом отличается. Поездка оказалась хорошей возможностью для получения опыта публичных выступлений, и работы с вопросами и возражениями. Для меня это выход со своей работой и её защитой ‑ в новое пространство, а это довольно сложный шаг для меня в силу скромности, так сказать, моего опыта. Но как раз благодаря конференции и мастер-классу я увидела, куда мне нужно двигаться, над чем работать. Я увидела, как работать с аудиторией, как работают уже опытные ведущие, и именно на это нужно было посмотреть не в домашней, университетской обстановке, а в незнакомом месте, с незнакомыми людьми, поработать вместе, это было очень интересно. И как шаг к развитию, я хочу освоить именно умение работать с группой людей, уметь вывести ситуацию к «исследовательской дискуссии» ‑ на диалог, полилог; уметь задать сложную ситуацию, заинтересовать слушателя, увлечь. Также появилась идея нового исследования, которое имеет отношение к моей будущей профессии, и мне хочется исследовать именно эту область ‑ детей младшего школьного возраста».

По результатам конференции были намечены планы более интенсивного обмена и общих проектов с целью предоставления возможности студентам, магистрам, аспирантам проводить полевые эксперименты на разных площадках; участвовать в мастер-классах профессионалов, транслировать свой опыт. Думается, это прекрасная идея.

Доцент кафедры психологической антропологии Н.Б. Ковалева

10 / 04 / 2016

Показать обсуждение