В открытии форума 16 ноября принял участие руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталий Иванович Сучков. В своем приветствии участникам форума он выразил надежду, что активное участие в мероприятии студенческой молодежи столицы будет содействовать успешной реализации тех положений Стратегии национальной политики города Москвы до 2025 года, которые нацелены на активизацию работы с молодежью, в том числе в сфере гражданско-патриотического воспитания. «Уверен, что вместе вы придумаете и разработаете новые проекты, которые будут содействовать укреплению единства народов, проживающих в России, на основе взаимопонимания и межкультурного диалога, уважения к историческому прошлому нашей большой многонациональной страны», – сказал он в общении с участниками мероприятия.
Первый проректор МПГУ Виктор Павлович Дронов также пожелал успехов участникам форума и отметил, что педагогический университет всегда был и остается площадкой для активного межнационального и международного общения. Он напомнил студентам, что в вузе учатся ребята из более чем 80 регионов России и более 70 зарубежных стран, и именно здесь можно приобрести уникальный межкультурный опыт, завязать дружеские и деловые контакты, которые могут сохраниться на всю жизнь. И где же, как не в «первом педагогическом», говорить с детьми и молодежью о многообразии языков и культур, российской идентичности и гражданской ответственности!
Приветствие в адрес участников форума направил и руководитель Федерального агентства по делам национальностей И.В. Баринов. «Наша задача – передать молодому поколению уважение к каждому народу, и самое главное – научить жить в мире и согласии», – так говорится в тексте приветствия, которое озвучила советник руководителя ФАДН Э.В. Ларина.
Инициатива проведения форума принадлежит комиссии по работе с молодежью и комиссии по науке и образованию Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы. Главными темами для обсуждения стали: развитие межкультурного диалога в молодежной среде, формирование у школьников и студентов общегражданской идентичности, интереса к изучению этнокультурного многообразия России. Для многонационального московского мегаполиса это чрезвычайно важно, поскольку в нашем городе рядом живут, учатся, работают представители самых разных этносов, культур и религий.
На форуме работали три тематические площадки. Первая из них была посвящена вопросам культурного и языкового многообразия в глобальном мире» и проходила в формате дискуссионного клуба с широким участием студентов Московского педагогического государственного университета, Московского государственного строительного университета и ряда других вузов Москвы. Ребята не только обсуждали роль родных языков в современном мире, но и остро дискутировали по столь актуальному ныне вопросу о соотношении русского и национальных языков в регионах России. Частью работы на площадке стала интерактивная игра, в процессе которой студенты смогли почувствовать себя в ситуации культурного конфликта и столкнулись с необходимостью адаптироваться в новой, этнически и культурной чуждой для себя среде.
На второй дискуссионной площадке межэтнический и межконфессиональный диалог рассматривался в ретроспективном контексте, через «уроки истории многонациональной России». В аудитории собрались студенты столичных вузов – выходцы из самых разных российских регионов, но больше всего было ребят с Северного Кавказа, что определило и основное направление дискуссии. Модераторам пришлось помогать ребятам разобраться в причинах конфликтов на этнической и религиозной почве, которые происходили в разных уголках нашей страны в 90-е годы. Но после долгой дискуссии все согласились с тем, что происходившие в России процессы имели многополярный характер, и однозначных оценок и суждений о правых и виноватых в тех событиях быть не может. Яркой страничкой секционного заседания стали рассказы студентов о собственном позитивном опыте межкультурного общения, который они приобрели в ходе пилотной экспедиции, организованной МПГУ в Чеченской Республике, а также в проектах, реализованных летом 2017 года при содействии Университета в Республике Бурятия, в малых городах России, в Калининградской области.
Интерес к участию в третьей дискуссионной площадке «Роль педагога в формировании гражданственности в многонациональной школе: молодежный взгляд» проявили, в основном, те студенты, которые связывают свое будущее с педагогической деятельностью (педагогические направления подготовки Института филологии, Института детства, Института социально-гуманитарного образования и другие). Общение модераторов с ребятами показало, что ребята мотивированы на обсуждение сложной темы взаимодействия личности и общества, но при этом не всегда сильны в терминологии, нуждаются в советах и грамотном сопровождении при формулировании своей собственной позиции. Как снизить агрессию ребенка одной религиозной принадлежности по отношению к ребенку – представителю другой религии? Как говорить с родителями школьников о гражданской ответственности? Как разъяснить современным детям, что, кроме прав, у них есть и обязанности? Как сформировать познавательный интерес к изучению этнокультурного многообразия России? Вот вопросы, которые волнуют молодых людей – будущих российских педагогов. И для адекватного ответа на них нужно провести еще не один круглый стол, семинар, творческие мастерские и дискуссионные клубы.
В присутствии всех участников форума прошла церемония торжественного награждения финалистов и лауреатов третьего московского открытого конкурса «Билингва», участники которого (школьники из Москвы, других регионов России и зарубежных стран) писали эссе сразу на двух языках – своем родном и русском. На сцену в 10-й аудитории главного корпуса МПГУ поднимались дети, свободно владеющие арабским, белорусским, гагаузским, мордовским, нанайским, нивхским, чукотским, эрзянским, якутским языками. Но все эти ребята понимают: русский язык играет особую роль в нашей жизни, он не только является государственным языком, но и открывает доступ к активному культурному обмену, является духовной скрепой российской нации. Студенты с интересом знакомились с эссе и общались со школьниками, приехавшими на финал конкурса из Хабаровского края, Республики Мордовия, Республики Татарстан и других уголков России.
Работа межвузовского московского молодежного форума продолжится в разных университетах столицы вплоть до 7 декабря. Организаторы искренне надеются, что общение на форуме станет основой не только для дружеских, но и для деловых и профессиональных связей на благо Москвы и России.
Подготовка и проведение Форума в соответствии с приказом ректора были возложены на Центр историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Института социально-гуманитарного образования и Управление межрегионального сотрудничества МПГУ.
Текст: Елена Омельченко
Фото: Анна Шевцова