Заканчивается 2018 год. Он был наполнен напряжённой учёбой, интересными встречами и событиями. Среди них знакомство и общение с сотрудниками Московского литературного Музея-Центра К. Г. Паустовского. Его директор Анжелика Игоревна Дормидонтова предоставила возможность подготовить и провести внеурочное занятие в форме экскурсии. Это было осуществлено в ходе непрерывной педагогической практики студентами, обучающимися по направлению подготовки «Педагогическое образование», профили «Литература и История» и «Литература и Мировая художественная культура» (руководитель практики – профессор кафедры методики преподавания литературы Алла Михайловна Антипова).
На подготовительном этапе Ирина Исааковна Шувалова, заведующая экскурсионным отделом, провела запоминающуюся экскурсию, познакомила с историей музея, его современной экспозицией, особенностями работы экскурсовода, ответила на вопросы будущих педагогов и дала советы по подготовке занятия в пространстве музея.
Две недели студенты разрабатывали сценарий занятия, готовили дидактический и наглядный материал, несколько раз посетили музей для изучения его ресурсов. Будущие учителя литературы работали в мини-группах, каждая из которых обдумывала содержание и методику проведения своей локации. Было решено, что их будет пять: «Москва – Киев», «Одесса», «Лес», «Музыкальные страницы в творчестве К. Г. Паустовского» и «В кабинете писателя». Подготовка к мероприятию включила изучение материалов о жизни и творчестве писателя, чтение его произведений, заучивание наизусть наиболее волнующих фрагментов, составление вопросов, комментариев и заданий для школьников. Главная цель, поставленная студентами, – вызвать интерес к жизни и творчеству Константина Георгиевича Паустовского, воссоздать его духовный облик, расширить читательский кругозор современных школьников.
На экскурсию пришли ребята от 7 до 13 лет – участники детского проекта «Творческая мастерская». Они с удовольствием отвечали на вопросы и выполняли разнообразные задания.
Первое, о чём услышали ученики, – это рассказ о детстве и юности К. Г. Паустовского (локация «Москва – Киев» была подготовлена Полиной Резниковой, Анной Шиганковой, Долгар Гунаевой).
Следующая локация была посвящена одесскому периоду в жизни писателя. Татьяна Коробова, Алена Шевченко, Анна Назарова вовлекли школьников в игру. В роли моряков на палубе корабля ребята охотно отвечали на вопросы и выполняли задания, среди которых самым занимательным стал выпуск газеты «Моряк», что позволило школьникам почувствовать себя настоящими репортерами.
Атмосфера настоящего леса ждала ребят на следующей локации «Лес» (разработали Яна Скорбатюк, Евгения Чебарь, Айжан Каюпова). Ребята моментально отгадывали названия растений и плодов. В игру включились и родители учеников. Затем шла проверка знаний школьниками сказок и рассказов К. Г. Паустовского. Наградой были шишки, которые они помогали собирать Дагни, героине рассказа «Корзина с еловыми шишками», которая появилась в «лесу», поблагодарила участников за помощь и позвала их в следующую локацию – «Музыка», разработанную Никитой Яценко, Еленой Степановой, Анной Лебедевой, Еленой Никитиной. Дети стали зрителями театральной постановки фрагмента рассказа «Корзина с еловыми шишками».
На последней локации «В кабинете писателя», подготовленной Ольгой Астаповой, ребята сочиняли собственные рассказы, что вызвало особый интерес и радость от выполнения литературно-творческой работы.
Хочется поблагодарить высокопрофессиональный коллектив Московского Музея-Центра К. Г. Паустовского за большую помощь в подготовке и реализации сценария занятия. Особая признательность Анжелике Игоревне Дормидонтовой и Ирине Исааковне Шуваловой.
Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!
Фотоотчёт прилагается.
Студенты Института филологии
и преподаватели кафедры методики преподавания литературы МПГУ