По доброй традиции студенты-историки, работающие в семинаре «Церковь, общество и государство в средние века» (научный руководитель – Надежда Вячеславовна Симонова, доцент кафедры истории древнего мира и средних веков им. В.Ф. Семенова) посетили две очередные интересные выставки.
Первая экскурсия называлась «Искусство итальянского Возрождения». Оно корнями уходит к местным традициям романского искусства и византийской иконописи. В первой части экспозиции представлены работы итальянских художников VIII–XIV веков, написанные в традициях средневековый живописи и позволяющие создать контраст восприятия между двумя эпохами.
Наше внимание привлекла иконописная картина «Мадонна с младенцем на троне», написанная Копподи Марковальдо около 1270-х годов. В основе произведения лежит иконографический образ Богоматери Умиление. На иконе изображена фигура Девы Марии, восседающей на троне и держащей в руках младенца Иисуса. По фронтам иконы в семнадцати клеймах изображены сцены из жития Богоматери. Трон символизирует Церковь, а Дева Мария олицетворяет Царицу Небесную.
В XIV веке широкое распространение получают «алтарные картины», состоящие из нескольких полотен, объединенных одной темой. Центральным сюжетом является изображение Мадонны с младенцем, а второстепенным – изображение святых. Здесь можно отметить полиптих «Мадонна с младенцем, Христом и святыми» и триптих «Мадонна со святыми и ангелами».
Далее мы перешли в зал эпохи раннего Возрождения, часто обозначаемого термином «кватроченто». Постепенное высвобождение живописи от ее чисто церковного предназначения привело к формированию светских, мирских жанров.
Невероятное впечатление на нас произвела картина Бернардино Луини «Мадонна с младенцем». В момент приобретения ее графом Италийским она считалась работой Леонардо да Винчи.
Широкое распространение в эпоху Возрождения получил сюжет оплакивания Иисуса Христа, воплощённый в картине Чима де Конельяно. В евангельском контексте эта сцена следует непосредственно за снятием с Креста. Значительную часть полотна занимает пейзаж, на котором изображена крепость города Конельяно, где жил художник.
Картины эпохи Возрождения принимают более реалистичный вид: появляется объем, анатомичность изображения тела, новые краски (салатовый, розовый, телесные, бирюзовые).
Нам также представилась возможность познакомиться с полотнами Лейденской коллекции Томаса Каплана и его жены Дафны. Выставка, основной акцент которой сделан на Лейдене и сформировавшемся вокруг него художественном сообществе, рассказывает об истоках творчества Рембрандта, о его отношениях с соперниками и соратниками, а также о тех живописных традициях, которые сложились в Голландии в золотой для нее XVII век.
Первая картина, с которой нас познакомил экскурсовод, «Давид и Урия», написана учителем Рембрандта – Питером Ластманом, 1619 год. На картине изображен царь Давид, восседающий на троне в богатом плаще, подбитом мехом горностая, и держащий в руках роковое письмо, рассказывающее о будущей смерти Урии. Позы и жесты персонажей передают возникшее между ними напряжение.
Следующие три картины входят в цикл «Аллегория чувств» Рембрандта: «Извлечение камня глупости», «Три музыканта» и недавняя находка «Пациент, упавший в обморок». Эти картины относятся к раннему периоду творчества и отличаются пестротой красок.
Настоящим шедевром коллекции является «Минерва» Рембрандта, написанная в 1635 году. Музой для картины стала жена художника – Саския ван Эйленбюрх. Минерва – древнеримская покровительница науки, искусства, медицины и военного дела. Минерва стала олицетворением настоящей голландской женщины. Она одета в богатое серо-голубое платье, а ее голову украшает оливковый венок.
Картины зрелого периода поражают глубинной темных красок, сиянием светлых, берущихся из ниоткуда. Источник рембрандтовского света невозможно определить.
Особое место в коллекции занимает картина «Девушка за верджинелом» Яна Вермеера – соперника Рембрандта. Это произведение – единственная работа пика творчества великого мастера, которая до сих пор находится в частной коллекции.
В коллекцию также входят работы учеников Рембрандта: Геррита Дау («Кошка, присевшая на подоконнике»), Карла Фабрициуса – («Явление ангела Агари»).
Нам было очень ценно окунуться в мир живописи и познакомиться с искусством двух великих эпох.
Студенты 4 курса Института истории и политики,
участники семинара «Церковь, общество и государство в Средние века»