Второй этап реализации пилотной экспедиции филологических педагогических отрядов в сельские образовательные организации субъектов Российской Федерации с преобладающим национально-русским двуязычием успешно завершен. В течение пяти дней 77 студентов и 10 педагогов Московского педагогического государственного университета, Ставропольского филиала МПГУ и Чеченского государственного педагогического университета работали на курсах повышения квалификации в Грозном.
Перед лекторами МПГУ стояла непростая задача – за короткое время подготовить студентов-волонтёров и педагогов-методистов к работе в детских оздоровительных лагерях в сельских районах Чеченской Республики. Программа курсов включала несколько модулей, в первую очередь, по обучению русскому языку и литературе, а также языковой и этнокультурной специфике Чеченской Республики. Отдельное внимание было уделено разработке и проведению с обучающимися, для которых русский язык не является родным, внеурочных занятий, в том числе в игровой форме.
Лекции доцента кафедры методики преподавания русского языка Института филологии Рамиля Кирямовича Рамазанова представляли собой общие методические рекомендации по преподаванию русского языка как неродного. Он рассказывал о степенях билингвизма, об интерференции и диспозиции, обращал внимание на психологические аспекты преподавания русского языка учащимся-билингвам, останавливался на особенностях работы над разными видами речевой деятельности.
Теоретико-практические занятия по проектной деятельности, которые проводила доцент кафедры социальной педагогики и психологии, куратор направления ОРМ Светлана Юрьевна Попова, позволили познакомиться с теоретическими основами написания самостоятельного проекта и проведения проектных занятий с учащимися, а также вооружили слушателей инструментами и технологиями для реализации полученных знаний на практике. Результатом этой работы стало написание ребятами своих мини-проектов.
Большой интерес вызвали интерактивные занятия старшего преподавателя кафедры поликультурного образования Елены Викторовны Дыминой о культуре стран ислама и национальных особенностях народов Кавказа. Они помогли развенчать некоторые стереотипы о Чеченской Республике, которые мешали обучающимся в понимании богатства и глубины культурного наследия народов Кавказского региона.
В течение всего периода проведения курсов большая работа проходила в тематических мастерских, где обучающиеся не только знакомились с игровыми образовательными технологиями, но и применяли их на практике – разрабатывали программы занятий по русскому языку для детей-билингвов.
Итоговая защита авторских проектов продемонстрировала высокий уровень подготовки студентов-волонтеров, их заинтересованность в результатах своего участия в данном проекте, доказала востребованность проведения подобных курсов.
В заключение хотелось бы пожелать успехов студентам и педагогам, которые уже завтра начинают работать в детских лагерях Шалинского и Шелковского районов Чеченской Республики.
Текст: Н.Б. Самойлова
М.А. Кривенькая