Уже завтра стартует Конвейер проектов – масштабное мероприятие по итогам обучения старшеклассников города Москвы, изучающих программу профессионального обучения «Основы вожатской деятельности», реализуемую Федеральным координационным центром по подготовке и сопровождению вожатских кадров МПГУ в рамках гранта Департамента образования и науки города Москвы при поддержке ГБОУ ДПО г. Москвы «Московский центр «Патриот.Спорт». Ребята усиленно готовятся и с нетерпением ждут встречи с экспертами конвейера, чтобы продемонстрировать полученные знания и побороться за первое место. А помогут им в этом их наставники – студенты МПГУ, которые на протяжении обучения помогали им познавать мир вожатства. О новом опыте, о том, как быстро удалось наладить контакт с ребятами и сколько детей удалось замотивировать поступать в наш вуз, мы узнали из первых уст их наставников – Дарьи Петрухиной (4 курс Факультета начального образования МПГУ), Татьяны Петько (3 курс Института филологии МПГУ) и Максима Печенкина (1 курс магистратуры «Медиаобразование в социальной сфере» ИЖКМ МПГУ).
– Ну, что скажете, товарищи наставники? Понравилось вам в новой должности? Какой опыт для себя приобрели?
Максим Печенкин: Безусловно. Опыт интересный, ребята активные, умные… я бы даже сказал суперумные и суперспособные. С ними приятно налаживать контакт, сразу вспоминаешь себя в их возрасте, когда тоже все было интересно и хотелось заниматься всем и сразу. Мне понравилось их направлять.
Дарья Петрухина: Само наставничество для меня – не новый опыт, я уже успела поработать с несколькими командами. Для меня, скорее, был в новинку дистанционный формат такой работы, это вызывает некоторые трудности с налаживанием контакта и собственной адаптацией, все-таки в живом общении проще работать.
Татьяна Петько: Согласна с Дашей, но в этом, по сути, и заключается прелесть нашей работы: мы учимся вместе с нашими детьми. Они – вожатскому делу, взаимодействию в команде, а мы – работе с этой командой в разных форматах. Мне очень понравился и безусловно запомнится такой опыт работы. В рамках обучения учащихся победили на 50 команд, я работала с 23ей командой, это суперактивные и любознательные ребята. Мне предстояло научиться создать дружную команду онлайн, придумать игры, в которые мы сможем поиграть онлайн. Пришлось учиться управлять проектной деятельностью и учить проектной деятельности ребят, так как не у всех был такой опыт. Ну, и конечно тут пригодился вожатский опыт быстро перестраиваться и искать альтернативные решения проблем. Спойлер: мы справились с этой задачей и у нас получилась дружная команда.
– Если я скажу, что вам удалось быстро построить коммуникацию и наладить работу команды, это будет правдой?
Дарья Петрухина: И да, и нет. Я первую неделю паниковала и не могла взять себя в руки из-за дистанционного формата работы с командой. Пока ребята адаптировались и знакомились друг с другом, я знакомилась с работой наставника онлайн. Слава богу, я вовремя вспомнила, что я – вожатая, тем более YO-вожатая, а YO-вожатые «могут всё», поэтому я быстренько взяла себя в руки и тоже «смогла».
Татьяна Петько: У нас особых трудностей не возникло (год с лишним учебы в дистанте – какие тут трудности!). Поначалу ребята стеснялись и были не очень активны, но мы быстро с этим справились. Сначала мы рассказали друг другу о себе и обменялись фотографиями, затем поиграли в игру «Три факта». На онлайн встрече мы познакомились поближе друг с другом и провели первый мозговой штурм, где выбрали название нашей команды, девиз и нарисовали эмблему. Таким образом, стеснение пропало (улыбается).
Максим Печенкин: Не понимаю, о чем говорят мои коллеги – у нас вообще не было никаких проблем: как-то сразу стали работать, как команда, будто мы давно знакомы и этот проект – не первый наш совместный опыт.
– Всё-таки здорово, что у ребят наставники – действующие вожатые. Для них – это отличная возможность погружения в профессию, а для вас? Уже думали о том, где и как примените опыт работы наставником?
Дарья Петрухина: Я планирую работать по специальности после окончания университета, так что мне безусловно пригодится опыт работы наставником. Да, здорово, что у детей есть мы, но еще круче, что они есть у нас! Дети могут очень многому научить своих наставников: там, где, казалось бы, есть простое решение и логический ответ, дети найдут тысячу решений и остроумных ответов. Я безумно рада, что выбрала именно эту профессию. Это широкое поле для творчества и самосовершенствования.
Татьяна Петько: Я постоянно работаю с детьми и могу наверняка сказать, что проектная деятельность очень актуальна сегодня, её активно используют в образовательном сообществе, так как она позволяет ребятам самим добыть и систематизировать знания, сделать свои выводы и на их базе придумать что-то новое. Знания таким образом лучше усваиваются. Также важно умение быстро находить решение и перестраивать свою работу в зависимости от ситуации, подбирать индивидуальный подход к ребенку – это очень помогает в любой педагогической деятельности, ведь дети требуют индивидуального подхода в работе с ними. Мы все это практиковали и конечно я сложила это всё в свою «копилку».
– Как вы думаете, вам удалось замотивировать детей педагогической и вожатской деятельностью? Есть шанс, что в следующем году или через пару лет они придут поступать в наш вуз?
Дарья Петрухина: Мои точно придут! (смеется). Сужу по количеству вопросов во время нашей очной встречи о поступлении в наш университет и о вожатских проектах на его базе. Я думаю, это – яркий показатель того, что нам действительно удалось заинтересовать и замотивировать их. Многие загорелись идеей стать педагогами не только в лагерной среде, но и по жизни, избрав этот путь.
Татьяна Петько: Да, многие ребята хотят связать свою жизнь с педагогикой, рассматривают МПГУ для поступления. Несколько человек даже посетили дни открытых дверей и теперь уверены, что хотят учиться в МПГУ.
Ребятам на самом деле очень нравится обучение на программе профессионального обучения «Основы вожатской деятельности»: мои похвастались мне, что уже написали хвалебные оды о курсе (смеется). Многим этот проект позволил найти друзей из одного района, получить свою первую профессию, которая позволит получить им первый опыт работы с детьми. У нас тоже недавно была очная встреча, она получилась очень душевной и продуктивной, мы лучше узнали друг друга, ещё больше сблизились. С нетерпением ждем Конвейера, вносим последние штрихи в проект. Интересно послушать и других. Думаю, у нас с моими коллегами получились достойные проекты.
– Не сомневаюсь, что экспертам придется попотеть, чтобы выбрать лучший. Спасибо за беседу и до встречи на Конвейере!
Для справки: Конвейер проектов – технология, предлагаемая Федеральным координационным центром по подготовке и сопровождению вожатских кадров для оценки проектов. Итоговая аттестация обучающихся по программе профессионального обучения «Основы вожатской деятельности» в рамках данного проекта проводится в форме Конвейера проектов для московских школьников.
Кристина Романова
Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров