Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Слово об учителе И.Ф. Свадковском: самоотверженный педагог и знаменитый ученый

Новости МПГУ

 

 

20 января 2025 г. исполняется 130 лет со дня рождения Ивана Фомича Свадковского – блистательного советского учёного, Педагога с большой буквы, академика Академии педагогических наук, преподавателя МГПИ имени В.И. Ленина (ныне МПГУ). И.Ф.Свадковский является ярким представителем гуманистической педагогики советского периода. Его научно-методическое наследие, как классика педагогической мысли, имеет важное значение в подготовке и работе учителя  XXI века.

Иван Свадковский родился в деревне Глупики (ныне деревня Мирная) Могилёвской области Белоруссии. Начало жизненного пути было непростым: бедная крестьянская семья, но с большим интересом и трудом, великой силой воли пробиваемая дорога к образованию. В 1914 г. окончил Рогачёвскую учительскую семинарию. После ее окончания, работая учителем и заведующим приходской школы, молодой учитель И.Ф.Свадковский стремился воплотить гуманистические идеи Л.Н. Толстого и Ж.Ж. Руссо о развитии у младших школьников познавательных интересов и творческих способностей, связывал обучение с трудом в условиях сельской жизни. Такой профессиональный подход он пронес через всю свою жизнь педагога.

В годы Первой мировой войны в 1916 г. был призван в армию солдатом, потом направлен в школу прапорщиков, а через год – на Западный фронт младшим офицером. В 1917 г. был выбран в полковой комитет, являлся редактором армейской газеты, делегатом  чрезвычайного съезда 11-й армии. После демобилизации, с марта 1918 г. был участником гражданской войны. Попал в плен к белогвардейцам и посажен в тюрьму, откуда бежал. С конца 1918 г. и до сентября 1919 г. вёл подпольную работу в тылу у А.В.Колчака, занимая должность учителя в селе Веселовское Петропавловского уезда Акмолинской области.

С 1924 г., после окончания Академии коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской, И.Ф.Свадковский вновь возобновил педагогические исследования. Самостоятельно изучил английский, немецкий и французский языки. В 1926 г. пытливый исследователь прошёл годичную стажировку в Колумбийском университете для изучения школьного дела в США. Потом работал в НИИ планирования и организации народного образования Наркомпроса РСФСР.

С начала 1930-х стал преподавать в МГПИ (ныне МПГУ) на кафедре педагогики. Был одним из инициаторов создания в МГПИ кафедры педагогики начального обучения, которую он долгие годы возглавлял. Он пишет ряд работ по ключевым для него проблемам: нравственное формирование детей, их трудовое воспитание, развитие школьного самоуправления. В 1935 г. становится доктором педагогических наук и профессором.

В историю МГПИ (ныне МПГУ) и в целом российского просвещения он вошел, прежде всего, двумя своими главными делами – как организатор и разработчик программ подготовки учителей начальной школы с высшим образованием и редактор букваря, который пользовался признанием широкой педагогической общественности. В 1953 г. под редакцией И.Ф.Свадковского вышел основательно переработанный букварь С.П.Редозубова, по которому учились несколько поколений советских первоклассников.

Он выступал за психологически ориентированную педагогику развивающего обучения, идеи которой вошли в теорию и практику современного образования. И.Ф.Свадковский констатировал: «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья».

Интересный факт подтверждения им на практике своих педагогических взглядов. В разгар Великой Отечественной войны, в 1942 г., по собственной инициативе известный ученый, заведующий кафедрой педагогики МГПИ им. В. И. Ленина стал директором трех детских домов, расположенных в глухой тайге в селе Екатерининском, неподалеку от Омска. Ситуация там была тяжелой. Он приложил много энергии и сил, чтобы создать школу-общину, построенную на близких к семейным отношениях и позитивном труде. Приобретенный им конкретный опыт работы был системно проанализирован в книге  «Записки воспитателя» (издана в 1959 г.), которая остается актуальной и сейчас. Книга посвящена коренным вопросам воспитания: роли личного труда ребенка в его моральном развитии, организации детского коллектива на основе трудовой деятельности, роли воспитателя в организации жизни детей, их учения и труда, их досуга и быта.

И.Ф.Свадковский становится в 1945 г. академиком, а в 1946—1950 гг. – президентом Академии педагогических наук РСФСР. Иван Фомич был награждён орденами Ленина и «Знак Почёта».

Умер 24 сентября 1977 г. в Москве. Согласно завещанию, на его могильной плите была высечена короткая, полная достоинства надпись: «Учитель И. Ф. Свадковский».

 

Р.А.Заргарян, кандидат исторических наук

Дирекция изучения истории МПГУ

20 / 01 / 2025

Показать обсуждение