«Воинством святых страстотерпец страждущих законне, зря онех, показал еси мужески крепость свою. И устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим» / Тропарь, глас 4
«Мученик Твой, Господи, Уар во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша» / Ин тропарь, глас 4
«Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и мучения венцем увязеся, и со Ангелы ликовствуеши: моли непрестанно за души наша» / Кондак, глас 4
В рамках проекта «Педагогическое служение России» начинаем рубрику «Святые просветители, наставники и учителя», посвящённую идеалам святости в личной, семейной и общественной жизни, подвижникам православной веры, жертвенно послужившим земному и небесному Отечеству в деле духовно-нравственного образования и просвещения, воспитания и попечительства.
Особое место в сонме святых просветителей, наставников и учителей занимали церковные иерархи и смиренные монахи, благоверные князья и мужественные военачальники, церковный клир и благочестивые миряне. В праздновании их памяти прославляется подвиг веры, который запечатлён в святости и доброделании, заботе об укреплении христианской веры, духовно-нравственного состояния души каждого человека и общества. Одним из ярких примеров такого служения был святой мученик Уар Египетский. Ему посвящается очередной материал нашей рубрики «Святые просветители, наставники и учителя». Память святого мученика Уара Египетского празднуется 19 октября (1 ноября по новому стилю) в день преставления.
Святой мученик Уар Египетский и семь учителей христианских, жили в Египте в период особых гонений на христиан (конец III – начало IV века). Уар был военачальником и тайным христианином. Он оказывал помощь многим гонимым и заключенным христианам. Посещая ночью тюрьмы, он приносил узникам пищу, перевязывал раны, ободрял.
Однажды он целую ночь беседовал с семью осужденными на смерть христианскими учителями, которых перед тем избивали и держали голодными. Утром, когда осужденных повели на казнь, Уар пошел вместе с ними. Судья, видя особую твердость веры Уара, приказал предать его жестоким избиениям, во время которых святой мученик скончался. Затем были усечены христианские учители. Это было в 307 году.
Истерзанное тело мученика было выброшено на свалку за пределы города. В ту же ночь одна благочестивая вдова именем Клеопатра похоронила тело Уара. Спустя несколько лет, когда гонения на христиан утихли, она с почестями перенесла мощи святого на свою родину в Палестину, в свое родное селение Эдра. Под видом останков своего мужа блаженная Клеопатра перенесла мощи святого мученика Уара и положила в древней гробнице своих предков. Каждый день ходила она к гробнице, ставила свечи, совершала каждение, а по ее примеру и другие христиане стали прибегать к молитвам святого Уара и получали при гробе его исцеления.
Блаженная Клеопатра, видя, что множество христиан собирается ко гробу святого, решила построить в его честь храм. К тому времени сын ее Иоанн достиг семнадцатилетнего возраста. Блаженная Клеопатра испросила для него у царя почетную должность в войске и решила, что начнет он службу по окончании строительства храма. Когда церковь была создана, блаженная Клеопатра призвала епископов, священников и иноков, и честные мощи святого Уара были переложены на драгоценный одр, а сверху мощей блаженная Клеопатра положила пояс и воинскую одежду, которую должен был вскоре надеть ее сын. Она усердно молилась святому Уару, чтобы он был помощником ее сыну и испросил бы для него у Господа то, что будет Ему угодно, а сыну полезно.
По освящении храма мощи святого Уара положили под престолом, на котором совершили Божественную литургию. После службы блаженная Клеопатра устроила угощение для гостей и вместе с сыном прислуживала им. Внезапно Иоанн заболел горячкой и в полночь скончался, оставив мать в безутешном горе. С плачем блаженная Клеопатра устремилась в храм и, припав к гробнице, стала укорять святого мученика: “Так-то отплатил ты мне, угодник Божий, за то, что столько потрудилась для тебя? Такую-то помощь ты оказал мне тогда, как я для тебя презрела своего мужа и возлагала на тебя всю свою надежду? Кто погребет мое тело? Лучше мне умереть самой, чем видеть мертвым моего сына. Отдай же мне его или же и меня тотчас возьми отсюда, ибо мне от горькой печали жизнь стала в тягость”.
От крайней усталости и великой скорби блаженная Клеопатра заснула прямо у гроба. В сновидении ей явился святой Уар, который держал за руку ее сына. Оба они были светлы, как солнце, а одежды их были белее снега; на них были золотые пояса и прекрасные венцы на головах. Увидев их, блаженная Клеопатра бросилась к ногам святых, но мученик Уар поднял ее и сказал: “О женщина, что ты жалуешься на меня? Неужели ты думаешь, что я забыл те благодеяния, которые ты оказала мне? Разве я не внимаю всегда твоим молитвам и не молюсь за тебя Богу? И прежде всего я умолил Бога о сродниках твоих, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи их. Потом я взял на служение Небесному Царю твоего сына. Не ты ли сама молила испросить у Бога для него то, что будет Ему угодно и полезно тебе и сыну твоему? Сын твой теперь предстоит Престолу Божию и служит Царю Небесному, но, если хочешь, чтобы он служил царю земному и временному, возьми его обратно”. Но отрок, сидевший на руках у святого Уара, обнял его и сказал: “Нет, заступник мой! Не слушай матери моей, не лишай меня общения со святыми”. Обращаясь к блаженной Клеопатре, святой Иоанн сказал: “Что ты плачешь, мать моя? Я причислен к воинству Небесному и предстою Христу вместе с Ангелами”. Блаженная Клеопатра сказала: “Возьмите же и меня с собой, чтобы мне быть с вами”. Но святой Уар ответил: “И здесь, оставаясь на земле, ты все-таки с нами; иди же с миром, а потом, когда повелит Господь, придем взять тебя”.
После этих слов оба они стали невидимы. Придя в себя, блаженная Клеопатра почувствовала несказанную радость и рассказала священникам о видении; вместе с ними она с честью погребла своего сына при гробе святого Уара, уже не плача, а веселясь о Господе. После этого, раздав имение свое нуждавшимся, отрекшись от мира, Клеопатра стала жить при церкви святого Уара, проводя день и ночь в посте и молитвах. Каждое воскресенье во время молитвы являлся ей святой Уар с ее сыном. Проведя семь лет в таких подвигах и благоугодив Богу, блаженная Клеопатра преставилась в 327 году.
Святой мученик Уар особенно любим русским народом. К его предстательству прибегают, испрашивая ходатайства о здравии младенцев и малолетних детей, а также облегчения участи душ умерших родственников, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах. Сегодня, после периода воинствующего атеизма, когда множество жителей России были насильственно оторваны от Церкви и скончались некрещеными, все более получает распространение почитание святого мученика Уара.
Многие хотят молиться о своих усопших некрещеных родственниках не только в домашней, но и в церковной молитве. Тем не менее, такое отношение к заупокойным богослужениям не имеет основания в церковном уставе, о чем в 2003 году на епархиальном собрании духовенства говорил Патриарх Алексий II: «В церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения. У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению». Святейший Патриарх подчеркивал, что за людей нецерковных возможна только частная молитва.
Автор капитального труда “О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви”, святитель-исповедник Афанасий (Сахаров) писал: “Древняя Русь при всей строгости своего отношения к умершим, находила возможным молиться не только об обращении живых к истинной вере, но и об избавлении от мук в иноверии умерших. При этом она прибегала к предстательству святого мученика Уара». Святитель подчеркивает, что «на домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении», поскольку «поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви, перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву, будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов Церковных».
Преподобный Лев Оптинский, советовал молиться за тех, кто по тем или иным причинам остался вне спасительной ограды Православной Церкви, такими словами: «Взыщи, Господи, погибшую душу (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».
Традиция почитания святого мученика Уара в России началась в конце XVI – начале XVII века. Именно тогда в одном из самых древних храмов Москвы – Рождества Иоанна Предтечи на Бору – появился придел, посвященный мученику Уару. Произошло это после появления на свет 1 ноября, в день памяти святого мученика Уара, последнего сына Иоанна Грозного, царевича Димитрия. При рождении царевич получил имя египетского мученика. Тогда же в храме появился первый образ святого Уара с частицей его мощей. Существует предание, что икона была написана по точным меркам младенца Уара (Димитрия) по просьбе его матери Марии Нагой.
Некоторые исследователи считают, что широкое народное почитание мученика началось после окончания Смутного времени, когда разруха, голод, эпидемии унесли множество жизней некрещеных младенцев, а оставшиеся в живых были хилыми и больными. Тогда матери приносили младенцев в храм к приделу мученика, «полагали на белый камень под образ мученика Уара» (Н. Д. Извеков «Церковь во имя св. Иоанна Предтечи, что в Боровицкой башне в Московском Кремле»). К тому же времени относят и составление службы святому мученику.
В 1847 году по повелению императора Николая I церковь святого Иоанна Предтечи была разобрана, так как нарушала архитектурный ансамбль выстроенного тогда Большого Кремлевского дворца. Главный престол был перенесен в Боровицкую башню. А в 1848 году придел мученика Уара был перемещен в Архангельский собор Московского Кремля (где ранее находился Покровский придел, перенесенный на хоры).
В настоящее время в северо-восточной части Архангельского собора, где ранее был придел мученика Уара с иконостасом и иконами, посвященными его житию, представлена экспозиция икон. Здесь можно увидеть один из самых почитаемых образов мученика Уара, по преданию считавшийся чудотворным. Святой мученик представлен в образе юноши-воина. Икона была написана в начале XVIII века. Особый интерес вызывают уникальная икона мученика Уара с житием и икона «Явление мученика Уара и ее сына Иоанна блаженной Клеопатре» – иконография обеих икон очень редкая.
Святой мученик Уар и сегодня почитается православными в России. К его молитвенной помощи прибегают, испрашивая ходатайства об облегчении участи душ умерших некрещеных родственников, о здравии младенцев и малолетних детей, а также младенцев, умерших во чреве матери или при родах.
За последние два десятилетия в России появились не только часовни мученика Уара, но есть даже несколько храмов, освященных в его честь, а также храмы с приделами во имя египетского мученика.
Источники:
– Мученик Уар Египетский https://azbyka.ru/days/sv-uar-egipetskij
– Мученик Уар https://foma.ru/muchenik-uar.html?ysclid=m2ur2gqw11403862912
– Уар Египетский https://drevo-info.ru/articles/4208.html?ysclid=m2uqh8kojy985964829
– День памяти мученика Уара Египетского и с ним семи учителей христианских https://vyatskaya-eparhia.ru/news/eparchy/23157/?ysclid=m2uqnfq81d843230647
Материал подготовили:
В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий;
О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий;
С.Л. Савин – главный специалист Отдела технического сопровождения мероприятий.