Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

Сведения о зачислении и конкурсные списки

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Святые воины Земли Русской

Новости МПГУ

«Воеводе сил земли Русския, воину Царя Христа и заступнику Руси Святой, славному во бранех и неодолимому в ратех, дивному богатырю Илии Муромцу песнь хвалебную воспоем, да заступит и ныне нас, зовущих: Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче»

/ Кондак 1

 
«О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь»

/ Молитва святому преподобному Илии Муромцу

 

В рамках проекта «Ратное служение России» полагается начало рубрике «Святые воины Земли Русской», посвящённой святым воинам, жертвенно послуживших Богу, ратному делу и Отечеству.

Первый материал рубрики «Святые воины Земли Русской» посвящается святому преподобному Илие Муромскому, Печерскому чудотворцу.

В первый день января Русская Православная Церковь чтит память воина-монаха и святого преподобного Илии Муромца Печерского, жившего в XII веке, а в наши дни ставшего небесным покровителем Ракетных войск стратегического назначения, Дальней авиации, Пограничной службы России, а также частей специального назначения. Илия Муромец Печерский прославился не только подвигами на поле брани, но и своей монашеской подвижнической жизнью и ангельской святостью. В народной памяти Илья Муромец – это знаменитый русский богатырь, герой многих былин и сказок.

Святой преподобный Илия Муромский, Печерский чудотворец – инок Киево-Печерского монастыря; святой Русской Православной Церкви, почитаемый в лике преподобных. Память совершается во 2-ую неделю Великого поста – в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов; 23 июня – в Соборе Владимирских святых; 10 июня – в Соборе Рязанских святых; 28 сентября (11 октября по новому стилю) – в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер почивающих; 19 декабря (1 января по новому стилю).

Достоверных сведений о житии святого преподобного Илии Муромца Печерского, по прозвищу Чоботок (Сапожок), сохранилось до нашего времени крайне мало. Предполагают, что родился он около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова. Село Карачарово давно уже стало частью города Мурома. На улице Приокской в доме номер 279 живут сестры Гущины – потомки Ильи Муромца в 28 колене. На доме табличка с надписью: «Дом Гущиных. На этом месте стояла изба славного богатыря Ильи Муромца». По многочисленным сказаниям, именно отсюда таскал Илья с берегов Оки в крутую гору тяжелый мореный дуб из реки и закладывал фундамент Троицкой церкви, стены которой сохранились до сих пор. Среди потомков русского богатыря в основном – зажиточные крестьяне, но были и военные. Богатырскую силу унаследовал лишь прапрадед сестер Гущиных Афанасий, которому местные власти официально запретили участвовать в кулачных боях – мог запросто сразить человека одним ударом.

Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Илией Муромцем, о котором складывались многочисленные былины. Кстати, он является главным действующим лицом – могучим витязем княжеского рода Илией Русским – и германских эпических поэм XIII века, основанных на более ранних сказаниях.

С детства и до 30 лет Илия Муромец был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев – калик перехожих (нищих странников), – которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана». Взяв родительское благословение, Илия много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха – был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.

Илия Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости.

Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илия принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.

Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164–1182).

О преподобном Илии известно, что он скончался около 1188 года, примерно на 45-м году жизни, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной Церкви – три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII-XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трёхперстного сложения. По кончине своей преподобный Илия был удостоен чести быть погребенным в приделе главного храма Киевской Руси – Софийского собора, служившего тогда великокняжеской усыпальницей. Это одно из убедительных свидетельств того почитания, которым было окружено имя великого воина Русской земли. Впоследствии гробницу богатыря перенесли в Ближние Антониевы пещеры Киево-Печерской лавры, где они пребывают и по ныне. Вместе с ним покоятся в гробницах Киево-Печерской Лавры его братья – богатыри духовные Святой Руси.

В документальном источнике имя богатыря впервые упоминается в 1574 году. В XVIII веке паломник Леонтий оставил такое свидетельство: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом – яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением».

В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого. Исследования проводились 3 года, и они были комплексными. В них принимали участие ученые разных специальностей. Результаты исследований подтверждают факты жизни былинного богатыря: определен возраст почившего – 40–55 лет; рост – 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; установлена причина смерти – обширная рана в области сердца. Так что удивительным образом современная медицина подтвердила свидетельства былин о том, что «сиднем сидел Илия и не имел в ногах хождения». Считалось, что эти мощи – фальсификация, но оказалось, что былины были основаны на реальных событиях. По методу реконструкции антрополога М.М. Герасимова криминалистом и скульптором С. Никитиным был воссоздан скульптурный портрет богатыря Илии Муромца.

Местное почитание преподобного Илии началось в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры, когда Печерский архимандрит Варлаам (Ясинский) установил празднование Собора преподобных отцов Ближних пещер. Общецерковное почитание началось после разрешения Святейшего Синода во второй половине XVIII века включать в общецерковные месяцесловы имена ряда киевских святых.

Русская Православная Церковь и православный русский народ никогда не сомневались, что преподобный Илия Муромец Печерский и былинный богатырь Илия – одно лицо. Былины об Илии Муромце сложились еще во времена Киевской Руси. Ведь само название «былина» говорит нам: это песня о том, что было, то есть имело место в жизни. Народ наш называл былины «старинами», то есть песнями о старине.

Из былин мы узнаём, что по благословению родителей Илия собрался в путь, на богатырские подвиги. Прибыв в Киев, Илия попадает на княжеский пир. Собранные за столом князя Владимира богатыри – не любители повеселиться, но защитники веры Православной и Русской земли от врагов: Илия Муромец – крестьянский сын, Алеша Попович – сын священника из Ростова, Добрыня Никитич – княжеского рода, Ставр – боярин, Иван – купеческий сын. Богатыри, охранявшие границы Руси, в большинстве своем витязи знатного рода. Добрыня Никитич даже родственник князя Владимира, по летописям – его дядя, по былинам – племянник. Илия Муромец – единственный из русских богатырей – крестьянин по происхождению. И именно ему дарована самая большая сила – и духовная, и телесная. Илия – крестьянский сын, а на Руси слово «крестьянин» было тождественно слову «христианин». Поэтому как равного встречают князь и богатыри Илию Муромца и воздают ему честь не по сословию, а по делам и подвигам.

Русские богатыри, во главе которых встал Илия Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врага. Летописи сообщают о том, как дружины Владимира Мономаха загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю». Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

Насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илие в классическом эпосе: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином», «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и разбойники», «Илья Муромец на Соколе-корабле», «Илья Муромец и сын» и др. Наиболее распространенными и древними являются былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике: сюжет о его битве с Соловьем-Разбойником имеет более 100 вариантов. Соловей-разбойник олицетворяет собой языческую силу, от которой по своему христианскому назначению призван богатырь очищать Русскую землю.

В XIX веке Васнецовым была написана его знаменитая картина «Богатыри» (Три богатыря). Благодаря популярности картины и самой темы трех богатырей у русского народа, картина «Богатыри» стала визитной карточкой художника. Васнецов и три богатыря стали неразделимы в душе русского человека. Над этой картиной он трудился почти двадцать лет, начиная с 1881 года. После окончания над этой работой произведение с тремя богатырями было куплено Павлом Михайловичем Третьяковым и сегодня шедевр находится в Третьяковской галерее. На картине изображены три богатыря – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен. Справа на коне рыжей масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность. В 1956 году по мотивам былин об Илье Муромце в СССР был снят художественный фильм, а также несколько мультфильмов.

Русские люди доныне чтут память святого богатыря. На его родине 1 января 1993 года в храме святых Гурия, Самона и Авива была торжественно установлена икона святого Илии с частицей его мощей. В 1998 году на территории Главного штаба Ракетных войск в Подмосковье был построен и освящен храм во имя преподобного Илии Муромца. В алтаре храма находится икона святого с частицей мощей из Киево-Печерской лавры. В Косово (Сербия) после Балканской войны почти четыре года – с июля 1999-го по июнь 2003-го – был развернут полевой храм преподобного Илии Муромца, который затем вывезли в Чечню, где он находился во Введенском районе, в базовом лагере Воздушно-десантных войск до ноября 2004 года. В полевых условиях Косова и Чечни в этом храме приняло святое крещение большое количество воинов, в том числе и с именем Илия, в память преподобного. А 9 мая 2006 года Ильинский храм был освящен на Белгородчине, недалеко от знаменитой «Прохоровки» – третьего ратного поля России. На родине Ильи Муромца, в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Мурома, находятся и его мощи, точнее, их небольшая часть – кисть левой руки. Гробница со скульптурным образом русского богатыря установлена в отдельном помещении собора с низким потолком и округлыми сводами. К ней, как и к мощам святого Илии в пещерах Киево-Печерского монастыря, по словам классика, «не зарастает народная тропа». Считается, что молитвенное поклонение Илье Муромцу помогает исцелять болезни позвоночника и параличи. 7 мая 2018 года в Рубцовске был установлен памятник Илие Муромцу Печерскому. Эту работу выполняли художники Владимир и Ирина Поваренкины и Надежда Миллер.

Источники:

– Преподобный Илия Муромец: https://foma.ru/prepodobnyij-iliya-muromskij.html?ysclid=lqo3qfh3ok270094453

– Святой Илия Муромец: https://www.pravmir.ru/ilya-muromec/?ysclid=lqo45kti3o678771974

– Илия Муромец: https://www.pravenc.ru/text/389413.html?ysclid=lqo7ix8z3i361391145

– Преподобный Илия Муромец, Печерский: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/28645

– Преподобный Илия Муромец, Печерский: https://pravoslavie.ru/2766.html

– Преподобный Илия Муромец, Печерский: https://azbyka.ru/days/sv-ilija-muromec

– Памяти легендарного богатыря: https://www.sedmitza.ru/text/380169.html

– Памятник Илие Муромцу в Рубцовске: https://www.alt.kp.ru/online/news/3107764/

– Альбом. Русские былины и сказания: https://cycyron.livejournal.com/7436773.html?view=comments

 

 

Материал подготовили:

В.Ф. Березин – советник при ректорате, председатель Совета ветеранов МПГУ,
подполковник в отставке, ветеран военной службы и боевых действий;

О.И. Змиева – начальник Отдела технического сопровождения мероприятий;

С.Л. Савин – главный специалист Отдела технического сопровождения мероприятий.

 

01 / 01 / 2024

Показать обсуждение